Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Проповедь слова Божия

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Проповедь слова Божия

Не себе проповедуем, но Христа. 2Кор.4:5.

 Мы служители Церкви, но в тоже самое время мы и служители слова. Ибо, да с Апостолом скажу: горе нам, аще нe благовествуем. Но, о сколь далеко отстоит дар нашего слова от Апостольского дара! Проповедуем мы на сих священных местах, да и проповедуем не в один день и не один раз, но многократно, и во многие дни, однако не только, что три тысячи людей, но едва ли и одного приобретаем Христу.

Что тому причина? Не тоже ли самое слово мы провозглашаем, какое произносил Святой Петр? Не сильные ли мы представляем резоны, ясно открывающее вред порока и страстей? Не тот же ли есть Дух Святой и тогда, и ныне вся во всех действующий? Не таже ли есть сила слова Божия, которая не может прейти, хотя бы прешли небо и земля? О мои слушатели! О мои проповедания слова Божия сотрудники! Слово наше есть растворено глаголом Божиим, сила его сама по себе есть тоже  действие Духа Святого, никаким временем не есть ограничено, но иное есть состояние проповедника и слушателей, учителей и учеников нынешнего времени.

Из проповедников в чем кто просвещение имеет о вещах понятие, тем слово его будет полнее и основательнее. А при потребно заимствовать правила слога красноречивого от тех, которые особливым талантом слова были одарены, и сами в том чрез долгое время со славою упражнялися. Но в сем ли состоит и все дело? Ах, нет! Мы многие примеры видели и видим, что простым и нехитросложным словом иные более действия в сердцах человеческих произвели, нежели другие витийственным и сложенным по всем правилами красноречия. Какая тому причина? Есть та, что Дух Святый в Душу злотворную не входит. При даре слова и при знании всех правил красноречия зло и необходимо потребна добрая совесть, честность нравов, и сердце благочестия и страха Божия исполненное.

Ибо добродетельный человек есть самый лучший учитель и проповедник. Он учит везде, и проповедует всегда, если не устами, так самым делом, своим обращением, своими нравами, своим примером, тем действительнее, что мысль нашу больше дело, нежели одно слово движет.

Сии – то великие свойства дают всю силу и действие слову, поскольку в таковой учителя душе присутствует и сам Дух Святый со всеми своими дарами.

Слушателю же не с другим каким намерением надлежит приходить в священное училище, как, вообразив прежде со вниманием свои недостатки, пороки и грехи, искать чрез слово учительское в них исправления, и не столько взирать на сладость слова, сколько на силу глагола Божия.

И жесткое слово может любезно принято быть, когда оно происходит от чистого намерения и от доброго сердца, а напротив, слово ласковое и для нашего уха лестное, достойно бывает проклятия, когда скрывается в нем смертоносный яд лести.

Часто неприятною кажется сладчайшая пища для того только, что не в блистательном представляется сосуде. Еже ли какая принадлежит проповеднику похвала, то не может быть лучшая, и не должна быть иная, как если его наставляет самым исполняется делом. Тогда есть его возвышение, или паче тогда есть торжество истины и радость церкви Божия.

Но без того какая есть проповеднику похвала, когда его слово умирает в душе слушателевой? Видно, что или проповедник сея от Бога лишен благодати, или слушатели недостойны cие сокровище носить в своих греховных сосудах.

Наверх