Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Промысл
Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче луши их есть? Мф.6:26.
Умозрительная истина. – Мир управляется Промыслом: не слепо проходит течение вещей; оно все связаны союзом сколько мудрым, столько и ненарушимым. Благоразумный храмины строитель основание полагает твердое, ничего не опущает нужного, ничего не допущает излишнего: все располагает, чтоб одно другому служило подкреплением: кольми паче небесного круга Верхотворец и Зиждитель тварей не мог иначе устроить мир сей, чтоб в нем вкупе не заключались твердость, порядок, нужда, польза, одно из другого следствие, каждой вещи и всех постоянное наклонение и стремление к концу, предуставленному от вечныя Премудрости.
Особенного же промысла Божия причастен человек: и влас главы вашея не погибнет. Сей глас Евангельский есть глас милосердого промысла и человеколюбия Божия. И хотя он во всякое жизни нашея время есть утешителен; кто бо не возвеселится духом, слыша столь милостивое от всемогущего Владыки обнадеживание? Но особливо сей глас радостен должен быть, если его обратить к человеку, на свет сей выходящему, то есть, в оную времени частицу, когда он слаб и всем опасностям подвержен; когда, говорю, вообразишь, что в таковый час Промысл к нему так говорит: «создание слабое, но создание премудрых рук Божиих! в таковой твоей слабости осеняет тя сила Вышнего: тебя охраняет рука всемогущая. И потому ни последний влас главы твоея не погибнет; ни малейший случай не может тебе приключится, чтоб он не был утвержден небесным определением к собственному благу твоему».
Деятельное правило. – И потому все приключающиеся нам несчастья ничто иное суть, как следствия наших преступлений и горькие плоды лестных для нас пороков.
Никто несчастливым быть не хочет: так пусть же всяко остерегается собственную руку свою вооружат противу себя, пусть боится причинять сам себе несчастие. А если бы по слабости чувствами и был обманут; да возьмет в помощь здравое рассуждение, да возьмет в помощь святость закона; да признает свою винность; да покается, и да просит прощения от имеющего власть на земли отпущати гpеxи.
Но вот нам в сем святом деле препятствие делает мудрование века! Да в чем, говорят, каяться? Все несчастливые приключения бывают по случаю: так оно бывают натурально. Натурально де от нерадения огню зажечь сухое здание и с помощью ветра оному разлиться. Так в чем же каяться? Мы натуры течения переменить не можем. О! сожалительно, что просвещение, которое должно быть источником истины, столь бедно превращается, и бывает причиною развратности более, нежели самое невежество!
Сии приключения бывают натурально: никто из прямо просвещенных в том не спорит, но кто натуры или естества вещей учредитель? Кто распорядитель союза его? Кто расположитель средства, чтоб они прямо достигали до своего конца? Кто если не Бог, Который вся управляет числом, весом и мерою? Кто ограничил Его премудрость? Кто пределы положил Его правосудию? В сем-то наипаче открывается и премудрость, и промысл Его, что Оно хранит и уставленный собой естественный порядок, и оной же самой, без нарушения его, располагает к нашему наказанию и исправлению.