Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Причащение
Аше не снесте плоти Сына человеческого, и не пиете крове Его, живота не имате в себе. Ин. 4:53.
Христианин! Се зри, жертвенник открыт пред тобою, бессмертная пища на нем предложена, яко порфирою, обагряется он священною кровию. Слава небесная его осиявает; из самой внутренности сего святилища сладчайший глас до ушей твоих доходит: со страхом Божиим и верою приступи: прииди, приближися, отверзи уста, насладися пищи божественной, вкуси от чаши жизни: оную подает тебе самого небесного Отца благодетельная десница. Почто медлиши, почто усумневаешися, или малым тебе кажется таковое Божие снисхождение? Почти Его щедроты, не отрини от себя простирающуюся Его к тебе руку.
Дети! Говорит премилостивый Отец, в последний раз вкушая хлеб и чашу пия, дети! Меня мое дело на смерть зовет, вам одним оставаться надобно; свидетельствует то сия вечеря. Понеже Я от сего времени не имам пити с вами от сего плода виноградного, разве как уже вознесшись на небо, и вас привлеку к Себе. Только да не скорбит сердце ваше; сия вечеря от вас законно и свято почитаема да будет. Вы теперь близ Меня сидите, и Моим зрением и Словами наслаждаетеся; но сия вечеря, ежели от вас с живою верою, по отсутствии Моем, будет празднована; то чрез сие не только Меня паки узрите, но пребудете во Мне, а Я в вас, Дети! Не забывайте Меня; при сем действии вечери воспоминайте Меня. Не будьте так неблагодарны к Тому, Которой для вас крови своей не пожалел: вспомните, что Я вам заслужил, что даровал, что обещал; вспомнивши, потеките сердцами к Нему, и как бы живого Его лобызайте. Сие самое бывает и в миpе: Дети, по смерти любезного родителя, часто определяют некое время, составляют пир, созывают родственников своих и всех тех, которые дружеством касались их родителя. В ядeнии и питии воспоминают его, вычитают его благодояния ко всем, проповедуют любовь и попечение о воспитании иx. Так, Сл. и мы, вкупе во един храм собравшися, все те, которые из единой купели произошли, да окажем себя благодарными Христу, и засвидетельствуем взаимную между нами любовь; да поставим трапезу, а во брашно да предложим самого Христа! Ядуще Его вспомним, что нам чрез Него дано, сколько Он для нас унизил Себя, сколько любовью пылал до самого креста, до самого гроба!
Но что видим? Ах! Со ужасом видим, по таковом явлении святых даров, по таковом приглашении, чтоб к причастию приступали, некоторые или ожесточенные, или ослепленные, или расслабленные, или, не вем, как их и назвать, совсем тем не только часто, но и единожды в году не приступают. О окаянства таковых! о несчастия Церкве!
Где бо те благодарные Христовы дети? Где общие cии пирования? Где хлеб, вкупе ядомый? Где чаша, вкупе пиемая? Где Апостольское единодушное пребывает в преломлении хлеба? О времена! о нравы! Здесь я столько усматриваю неисправности, что нигде больше. Смерть Христову очень не многие поминают; большая часть не знает, на что сия тайна уставлена и как Христа поминать. Таким образом первый Христианства знак уничтожается; так в забвение у нас приходит Христос: едва, едва единожды в год сберемся вспомнить Его, да и то не знаю как. Вижу горячести, удивляюся благочестию; да видишь и Ты, Xpисте! Проливалась некогда Твоя кровь; но и ныне едва не презирается от нас. Христос в глубоком молчании у нас сокровен: трапеза, им уставленная, за обряды одни почитается от нас; смотрим на нее, но не вкушаем. Но для чего же не приступаем? Вкусите и видите, яко блого Господь. Или недостойны вы? Но для сего наипаче и должно приступать, что недостойны, чтоб сотвориться достойными, и, своих деле не имея к заслугам Христовым притекать. Тот человек яст и пиет суд, которой не рассуждает себя. Я рассуждаю себя, и когда нахожу себя недостойным, грешным и осужденным; того ради наипаче прихожу к тому, которой грешников принимает, и обремененных грехами, призывая, успокоивает.
Бог преклонил небеса, да меня падшего восставит. Он унизил свое, величество до восприятия рабия зрака, да меня вознесет. Он мучительнейшие претерпел страдания, да меня исцелить: Он самую смерть, да еще и поноснейшую подъял, да меня оживит. Сие ест доказательство Его ко мне любви, какой под солнцем никогда не бывало. Как? При всем том я столь буду несчастлив, чтоб не помнит Его благодяний, чтоб за все то не оказалось благодарности. Каким образом воззрю я на солнце, которое, видя Его висяща на кресте, помрачилось? Каким образом на землю, которая, видя его умирающа, трепетала? Буду ли я нечувствительнее самых камней, которые от всего того распадались? Но и чем изъявлю Ему мою благодарность? чем равным заплачу? – Пойду, пойду; буду умерщвлять мою греховную плоть, пролью всю мою кровь, предам на все мучения шло мое для любви имени Его! Но что я слышу? Оно меня щадит, от меня сего не требует: а только Отеческим кротким гласом напоминает мне: сие твори в Мое воспоминание. О человколюбивейший Избавитель! С радостию повинуюся гласу Твоему. Пойду с поспошностью во святилище Твое вкупе со учениками Твоими, с братией моею. Исчислю с ними все Твои благодояния; воспоминанием их утешу и освящу себя; воспою Тебе песнь благодарности; буду наслаждаться дражайшим Твоим, при смерти Твоей мне оставленным, наследием. Прииму священный хлеб, яко самое пречистое тело Твое; раздробляя его, скажу: так Ты раздробляем был всеми членами на кресте; сокрушая его во устах моих, скажу: тако Ты весь Сокрушаем был во спасение мое. Ядя его, скажу: тако Ты еси живот мой и всего Mиpa. Вмещая его во утробе моей, скажу: любовь Твоя превосходит любовь всякого отца и всех тварей. Ты питаеши меня самим собою, самым телом своим. Притом, приняв в руки божественную чашу, скажу: се зрю очами моими кровь Твою. Пия оную, скажу: тако Твоя кров изливалася во обмытие и очищение мое. Гортанью моею поглощая оную, скажу: уже я не во число смертных, когда от источника бессмертия вкушаю. Я услаждаюся, обожаюся и восхищаюся вне самого себя. Сим великим действием я вкупе и благодеяния Твоя воспоминаю, и изъявляю мою возможную блогодарность, и несказанно само себя пользую во оставление грехов моих и в жизнь вечную.