Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Предопределение

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Предопределение

Их же предустави, тех и призва, а их же пришва, сих и оправда, а их же оправда, сих и прослави. Рим. 8:30.

Разумна от века суть Богови вся дела Его, по словам Писания святого. Не тако зрит Бог, яко же зрит человек. Как Он составляет сам собою вечность, то ничего прешедшего ни будущего прямо Ему присвоить не можно: вся пред Ним суть настояща. Не токмо несть тварь неявлена пред Ним, но и вся дела нага и объявлена пред очима Его. Нe coделанное мое, во ужасе вопиет к Нему Пророк, видесте очи Твои; в книге же Твоей и несодеянная моя написана у тебе суть. Cие существо вечное есть при том благое и премудрое. Благость Его есть источником совершенства тварей, а премудрость полагает всему приличнейший порядок. Тварь каждая в бытии своем и в действиях прямо зависит от сих двух великих начал, ибо иначе тварь ниже бы тварью быти могла.

Когда же cие таким образом есть, как в том нас уверяет и свет разума, возженный от предвечного Света, и самое слово Божие, то положим, что некто имеет родиться отселе после тысячи лет, всевидящее око тако на него взирает, как бы уже оно было в настоящем времени. Когда всеблагая воля хочет тому получить бытие, а премудрость в том не усматривает, как токмо клонящееся к совершенству и тоя производимые твари и общего союза, то и состоит в сем предуставление вещи тоя: их же предустави, тех и призва.

Когда же Бог предвидит вся, то не следует ли из сего, чтоб одни по нужде доброе делали, а другие по нужде грешили? Никак; понеже не для того я добро или зло делаю, что Бог предвидел, но для того Бог предвидит, что я буду добро или зло делать. Почему cие предвидение Божие никакой нужды или необходимости и принуждения не наносит. На пример, врач предвидит, что я завтра занемогу, но cие его предвидение не есть причина моей болезни. Так изрядно предвидение и предуставление уподобляется зеркалу, которое показывает тебя здоровым, ежели ты здоров, немощным, ежели немощен. Так Бог предвидел, что Иуда предает Христа, но по нужде ли погрешил Иуда? Никак, понеже Бог предвидел, что он своевольно предаст Его.

Следовательно, некоторые, при рассуждении о предуставлении, неосновательно заключают, яко предуставлением подлежат все дела наши необходимости, и свободность человеческих действий более места иметь не может. Ибо де как чему быть предуставлено, тому так должно быть необходимо.

Но таковое заключение само собою опровергается. Как действие твое, по уставу, премудрости Божия, должно выходит из начала дарованные тебе свободности, то и предуставляется оному действию быть сходственным с тем Божественным началом. И так и предуставление остается обманутися немогущим и свободность ненарушимою.

А понеже Бог хочет всм спастися, но так, чтоб чрез Евангелие в познание истины приходит, и истиною во Христа верою оправдаться, то от сего делается, что только верующие спасаются, и мало есть избранных. Почему отсюда заключить надобно, что все те предуставлены в живот, которые, Евангельское учение принявши, веруют во Христа, и веру свою добрыми делами свидетельствуют, а те предуставлены на осуждение, которые Евангелия не приемлют, и веры не держатся, понеже во времени не инак делается, как предвечно определено.

Бог, на примере, от самой вечности предвидел Петрово покаяние, но как же предвидел оное? Что Петр, по падении, рассуждением своим поймет слабость падения своего, собственною совестью своею будет обличаем, восчувствует стыд, и чрез то придет в прямое раскаяние прегрешения своего. Воля Божия не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Премудрость в таковом Петровом расположении не видит, разве что клонится к совершенству его и общего союза. Из сего выходит предуставление о покаянии Петровом; и как cие предуставление есть не ложно, так и Петр произвольно и свободно приносит покаяние.

О вeлиe таинство! Какое должно быть смертного преимущество, что все его добродетельные дела, какие он во времени совершает, внесены в божественную судеб Господних книгу от самой вечности! Какое сильное есть cие к добродетели побуждение: ты проходишь звание свое, и в тоже время Отец веков взирает на плане дел твоих, Его очам всегда предлежащий! Какое должно быт твое ycилиe и ревнование, дабы тому точно соответствовать, и не впасть в cие нecчастие, чтоб изглажену быть из книги живота! Ибо, по Евангельскому же словеси, суть и звани, но не бывают избрани. Какового рода суть то, которые в благом добродетели подвиг ослабевают, и начав свято, бесчестно оканчивают. Но которые течение свое совершают без всякого расслабления и превратности, те суть не токмо из числа предувиденных, предуставленных и призванных , но и оправданных. Иx же призва, сих и оправда.

Наверх