Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Празднование

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Празднование

Да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, по в безквасиих чистоты и истины. 1Кор.5:8.

Церковь Божия, различные совершая празднования, различные подает случаи к нашему наставлению. Праздник бо истинный есть, когда он соединен с полезным упражнением. Ибо тогда дух наш спокоен, и сердце наше неложным тогда наполняется веселием.

Всякий духовный праздник приводит нам на память какое-либо благодяние Божие, оказанное человеческому роду. На пример: рождение Иисуса Христа открывает крайнее к нам снисхождение, страдание доказывает величайшую Его к нам любовь, воскресение открывает нам новый к бессмертной славе путь, ниспослание Духа Святого объявляет Его о нашем совершенстве попечение, по сему и о прочем рассуждать надлежит. Почему если таковые благодеяния с живым оных воображением чувствуем, то и соответствуем тому намерению, с коим Церковь оные праздники уставила.

Погрешительное понятие праздник поставляет в таком времени, в которое одни чувства находят все желаемое удовольствие, то есть, когда столь отягощен разными избранными яствиями, когда всякое питие изливается до помрачения мыслей и до забвения самих себя, когда видим и себя и других испещренных лучшими одеждами, когда везде открыты зрелища, и повсюду гремят лики и тимпаны, таковые дни обыкновенно почитаются праздничными.

Но истина и слово Божие полагает совсем противное тому. Оно почитает праздником, когда совесть спокойна, когда мысль несмущенна, когда между склонностями душевными царствует сладчайшее согласие. Оно почитает праздником, когда человек находит случай приобрести для себя какое-либо полезное наставление, доброй совет, когда находит случай другому какое-либо добро сделать, или прежнюю с кем вражду разрушить, или худую привычку переломить, или какой-либо порок исправить, или противу какого искушения взять благовременную осторожность, или ко утверждению себя в добродетели найти лучшую помощь. В сем поставляет праздник истина и слово Божие. Да празднуем, говорит Апостол, не в квасе вemcе злобы и лукавства, но во безквасиих чистоты и истины. Вот, видимо, что где развратность приводит в смущение внутреннее благоустройство, Апостол не признает, чтоб могла там быть веселость празднования, а где обитает чистота и истина, там, по рассуждению его, и праздник есть, в какое бы то время ни было. Сходно c сим мудрствует и святый Давид, когда говорит, что глас радости и веселия нигде инде, как только в селениях праведных.

Но так ли празднуем мы? Смех праздники Христианские! Когда празднуется, например, воздержание Иоанново, тогда наши празднолюбцы утопают в вине. Когда празднуется блаженной Девы чистота, тогда приносится богатая жертва плотским склонностям. Когда прославляем Апостольские смертные подвиги, тогда всюду гремят сладострастные увеселения. Когда почитаем страдания мученические, тогда домы наши наполняются ласкательными и лицемерными поздравителями. Когда празднуем носивших чрез всю жизнь терпения крест, тогда властвует роскошь и своевольствует праздность. Ах! Изрядные Христиане! Пусть послушают, что Бог таким празднователям некогда сказал: праздников ваших ненавидит душа моя, вы мне стали в сытость, к тому не стерплю грехов ваших.

В сердцах у многих простывает священный благочестия жар. Часто с горестью видим, что во дни воскресные, во дни праздничные, то есть, в такие дни, которые уставлены для отправления церковного и величайшего долгу нашего, иные в домах остаются в праздности, иные бездельно шатаются по торжищам, иных ненасытная сребролюбия алчба гонит искать прибытков, и с расслаблением духа и тела своего мучатся над работою, иные в то время бегают по домам, и под видом поклонов в непостоянстве человеческом ищут себе покровительства, иные в веселостях препровождают те часы и зрелищем смехотворных и соблазнительных представлений услаждают суетные мысли свой, а иные, о несчастие времен наших! есть и такие, которые и презирают сии собрания, и служба Бога нашего в их мечтательном мудровании никакого уважения не заслуживает. Торжище многолюдно, корчемницы пиянственные преисполнены, зрелища утеснены, но Церковь рыдает, лишаясь чад своих, рыдает, не видя их в матерних недрах своих. До того дошло развращение наших нравов, что в самые величайшие Церкве праздники, когда всенощные совершаются бдения, и Церковь оглашаема бывает торжественными пениями, в церковь мало кто приходит, но на ложах своих спокойно, не терзаясь совестью, в то время опочивают. И если кто приходит, то некоторые из простого народа, с ними-то мы совершаем праздники Божии, сии-то суть наши сообщники в хвалах Господних, сии-то люди исправляют тот долг, который на всякого человека безотрицательно возложен, и тем заслуживают почтены быть именем благодарства духовного. Воистину, по Евангельскому слову, премудрость Божия скрыта от премудрых и разумных, а открывается она младенцам.

Наверх