Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Праздность
Искупите время, яко дние лукави суть. Еф. 5:16.
Дние лукави или время зло само чрез себя быть не может. Ибо время есть течение вещей по уставу Божескому, который есть всегда свят и ненарушим, а дни лукавы и время зло то почитается, в которые дни и в которое время производим мы развратные и порочные дела, а чрез то дни те делаем для себя худыми и время портим. Ах печальное превращение! В посеянную десницею Божиею пшеницу мы сами сеем плевелы, и вместо того, чтобы нам, плавающим по морю житейскому, просить свыше помощи к счастливому плаванию, мы и самое то кормило, которое нам дано для управления корабля, и самое то кормило безрассудно повреждаем, и ко управлению недействительным делаем.
А чтобы больше в нас действовала сила закона Божия, а порок приближаться к нам не имел бы времени и случая, пребывайте со всяким прилежанием в трудах своих, и исполняйте должности свои. Ибо зело любезен пред очами Божиими всяк труждающийся, и благословенным должности своея исполнением доставляющий себе и детям своим пропитание; и для того сам Бог говорит, не явишися предо мною тощ, то есть, без всякого дела, ибо праздный и ленивый мерзок есть пред Господом, и подобен непотребной грязи: всяк случаем прикоснувыйся ей рукою, отрясет ю.
Время, леностью плененное, выкупается трудом. Чем более кто занимает себя честным упражнением, тем более живет, не дивитеся сему, долгота жизни не летами вычисляется. Александр Македонский говаривал, что я – де свои лета исчисляю не годами, а победами. Также один старик, препроводив всю свою жизнь в лености и развратности, последние только жизни своей семь лет препроводил в раскаянии и исправлении, почему, умирая, велел на гробе своем такую положить надпись: здесь лежит седмидесятилетний старик, которой жил только, семь лет. Да и справедливо, ибо как жизнь нам дарована для действий, непрестанно переменяющихся, следовательно, жизнь почитаться должна тем долговременнее, чем более она в себе заключает знаменитых и полезных действий. Сходно с сим определяет и самое слово Божие: седина есть мудрость человеком, и возраст старости житие нескверное. Долгота бо лет и жизни в деснице ее, то есть, в деснице мудрости.
А отсюда видим, что время в плене берется леностью, а выкупается трудом, и что нам, рассуждая о драгоценности времени, без искупления оставлять его не должно.