Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Познание самого себя
Аще бо быхом себе рассуждали, не быхом осуждены были. 1Кор.9:31.
Первая Марии к покаянию побудительная причина была размышление о самой себе. Поскольку она человек, она, кажется, так сама в себе размышляла: я святейших рук Божиих создание; я чувствую в себе дыхание жизни, проистекшия из источника присносущного. Я, находя в себе преимущественное различие от всех тварей, вижу, что благоволил Творец носить мне образ Его, я понимаю совершенства Божия, и вижу, что мне оным сообразоваться должно. Я ощущаю в себе совесть, которая мне всегда представляет мои обязательства, да представляет вместо и то, что я оных или нерадивая исполнительница, или несчастливая преступница. Ax! Таковое мое состояние ни мало несходно с тем концом, с которым я на свете произведена. Так буду ли я превращать намерение Божие? Буду ли столь забывать свое преимущество, чтоб здатый состава моего сосуд делашь сосудом глиняным? Буду ли, умаленная малым чем от Ангел, унижать себя в состояние животных бессловесных? Буду ли помрачать небесное сияние образа Его? Буду ли не внимать гласу совести, столь громко напоминающей мне мои должности? Нет! так поступать было бы все равно, как бы и нерожденной быть, или и лучше бы было быть, нерожденной. Нет! буду отселе стараться ослабить силу моих страстей, которые по тому много действовали, что я действовать сама им соизволяла и помогала: удовольствие моих чувств отсело, не стану предпочитать удовольствию добродетели и совести незазорные. Помощь небесная не совсем меня оставила: еще нахожу в себе столько сил, чтоб преодолеть злую привычку и прелести миpa, сие зависит от взятого единожды доброго и твердого намерения. Призову Бога на помощь, пойду в путь свой, радуяся.
Вот первая Марии побудительная к покаянию причина, да и причина самая действительная! – Она взята не со стороны, но из внутренности человеческого сердца. Она так ко всякому близка, како близок человек сам к себе. Нет нужды во изыскании ее много думать и много употреблять трудов, довольно только взойти в самого себя, тотчас сам в себе усмотришь разгнутую книгу, в которой перстом Божиим написано: человек! будь добродетелен, а в преступлении раскаявайся.
По сему то древние обще все за первый к премудрости степень почитали сие: познай самого себя. Сходно со сим написал Апостол: аще бо себе рассуждали, не бы осуждены были.
И так великая из того, проистекает польза, когда мы познаем самих себя. Но многим покажется сие странным, ибо самым делом многие себя не узнают. Иные, думают, что они родились только есть и пить, и потому прямо не понимают себя, ибо свойство сие есть не человека, но животного бессловесного. Иные думают, что они должны стараться только, како им в свете жить благополучно. Да когда бы благополучно! – но какое они блaгoпoлyчиe разумеют? Чтоб без конца искать прибытков, чтоб без меры собирать, и без употребления хранить богатство, чтоб без нужды строить здания, одежды, размножать земли и прочая. Такие люди не понимают себя, они только понимают тело и чувства, а не понимают души, удовольствия разума, спокойствия духа, а потому не понимают ни себя, ни благополучия своего. Иные думают о себе, что они суть некоторые божки: пред ними все падать и все ползать должно. И потому они только думают, чтоб возвышаться, блистать титлами, прахом своей колесницы всех пылить, чтоб все по их желанию говорилось и делалось. Такие понимают ли себя? Никак! Они не суть человеки, но суть уроды в человечестве. Иные же ни о чем не думают, а живут в некотором роде расслабления; встав по утру, мыслей своих не простирают далее, как до вечера, а от вечера до утра. Такие понимают ли себя? Они суть между живыми аки мертвые.
Откуда же мы можем научиться истинному о самих себе понятно? Из той священной книги, которую начертало Бог перстом своим.
Она открывает нам настоящий образ наш и подобие. Она не запрещает нам стараться о пропитании: но прежде велит стараться о просвещении мыслей и непорочности нравов. Она не запрещает нам искать справедливых прибытков, но предписывает пределы, чтоб попечения наши были не бесконечны. Она не воспрещает нам стараться о чести, но определяет, как оную снискивать и на что употреблять. Она не воспрещает нам покой, но какой? Которой человек по трудах своих имеет, состоящий во удовольствии самим собою, что он ни себе, ни другим не бесполезен.
Если кто по правилу сему себя располагает, тот понимает себя, и есть прямой человек, созданный по образу Божию и по подобию.