Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Пост

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Пост

Да пребываете в nocmе и молитве. 1Кор.7:5.

Пост тела есть пища души, и чем меньше дается питания страстям, тем более облегчается душевное перо, и умное наше око по толику более усматривает неприступный свет Божества, по елику бывает меньше потемненно облаком чревоугождения.

Лекари много изыскивают способов ко уменьшению болезней, хотя не без того, что некогда и они сами умножают болезни, нам в то входить нужды нет. Один из прочих к предохранению от болезней способ весьма у лекарей есть употребителен и действителен - диета, то есть, воздержание от некоторого рода пищей. Сей способ никогда неоспорим, когда его предписывают лекари, но много спорят, когда предписывает его Церковь. Лекарям верят, но Церкви не верят в одной и той же материи. Ибо Церковь, определяя посты, тоже или очень сходное имела намерение, какое имеют лекари, предписывая диету. А ежели какое есть различие, то cиe, что лекари больше смотрят на отнятие болезни, а Церковь на усмирение страстей. Но как сказано, что страсти суть причиною болезней, то лечение болезней надобно начать от лечения страстей.

Тогда торжествует разум, когда не жертвуем страстям. Тогда чистится мысль, когда не утучняется плоть.

Се проходим мы поприще святые четыредесятницы. Время благословенное, время на излечение душевное назначенное! Для чего же нам хотя сие время не употребить, чтоб быть обрадованными сим сладчайшим гласом: чадо отпущаются тебе гpехu твои? Мы и всегда бы должны о сем помышлять, но, снисходя немощам нашим, Господь кратчайшее время благоволил нам предписать. Но чем оно у нас от других времен различествует? Пища иная, но и сие многие пренебрегают с оскорбителеным для Церкви нарушением, и с явным для немощных соблазном. Пища иная, но пресыщение тоже. Питие другое, (да когда бы другое!) но невоздержание и пьянство тоже. A прочие дела во все течение года, или во все течение жизни тоже. Те же зависти, те же вражды, те же клеветы, те же корыстолюбия, те же греховные дела.

Здесь приведу я вам одно только место из Исаии Пророка, в котором прекрасно описано, какой должен быть пост наш. Говорят там Израильтяне: Господи, как? Мы постилися, но Ты скрыл свои очи от нашего поста, мы себя истомили, а Ты в нас перемены не приметил! Отвечает им на то божественный глас: для того-де, что вы во время поста питаете страсти свои, и во дни воздержания обижаете других, ссоритеся и бегаете по судам, что же мне в таком посте? Нет, такой пост мне неприятен, А ежели хощешь, чтоб твой пост мне угоден был, то разрешай всяк союз неправды, разрешай долги насильственных писаний, отпусти порабощенных в свободу, и всякое писание неправедное раздери, раздробляй алчущим хлеб твой, и нищие бесприютные введи в дом твой. Аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Ежели так будешь поститься, разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро воссияют, и предыдет пред тобою правда твоя, и слава Божия обымет тя, и будет Бог твой с тобою присно, и насытишися, якоже желает душа твоя. Вот истинного поста живое изображение! Вот каким воздержанием Христианам прославлять себя подобает!

Наверх