Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Покорение чувств разуму
Дa растити во благодати и разуме. 2Петр.3:18.
Все люди одарены разумом: все имеют чувства. И как известно, что действия и разума, и чувств для человека суть полезны и нужны; так о не меньше известно и то, что одни действия превосходят других, и так при том, что действия чувств должны зависеть от управления разума. Сие не только в других каких важных, но и в повседневных и обыкновенных случаях всегда есть видимо. Например, есть без разума, пить без рассуждения, гулять противу истинного резона не может не быть вредно. Тотчас о последует или болезнь в теле или урон в хозяйстве и истощение во имении. Ежели в таковых маловажных случаях столько управление разума есть нужно, и следовать одним чувствам, в предосуждение его, есть вредно, то, как же в важных делах люди столько будут ослепленные, чтоб следовать чувствам одним?
Чувства состоят в зрении, слышании, обонянии, вкусе и осязании, разум состоит во различении истины и лжи, добра и зла. Чувства мы также имеем, как и все животные, но разум свойствен единому человеку. Чувства относятся до тела, а разум до души. Чувство есть нечто для человека низкое, а просвещенный разум возносит его. Ежели кто управляет себя одними чувствами, то есть, то только делает и уважает, что приятно очам, слуху, вкусу, обонянию и осязанию, тот еще не есть прямо человек, понеже то только делает, что и всякое животное, разума лишенное. Но кто управляет себя разумом, то есть, то избирает и делает, что утверждает здравый рассудок, хотя бы то было и с досадою чувств, и противно нежности плоти, тот прямо есть человек, и его течение дел есть выше, нежели низкое ступание животных.
Чтоб сея высоты достигнуть, надобно иметь мужественный дух. Ибо между чувствами и разумом есть всегдашняя борьба. Что приятно чувствам, например, нега, гуляние, праздность, сладострастие, роскошь, корысть, то противно разуму; и по причине сей внутренной нашей войны человек часто сам в себе раздирается. На одну сторону манят его чувства, на другую преклоняет разум. Бедный человек иногда и видит добро, но силою страстей побеждается; видит доброе и похваляет, но худому следует! Хощеши ли ты праздновать свое вознесение? Не следуй низкости чувств, восходи на высоту разума; дозволяй чувствам своим только то, что утвердит рассудок.
Тебе дан светильник, светильник разума: с помощью сего света удобно можешь ты усмотреть не только страсти свои, но и то, что противны они разуму, закону, совести и расстраивают благополучие твое. Видя сие, как ты потерпишь, чтоб они шли противу верховной власти разума и совести, и управляли тобою, как своим невольником? Не решишься ли ты с благодарным духом сам в себе им в отпор сказать: не властвуйте вы во мне выше меры, вам определенной? Я не могу вам дозволить своевольно свои во мне действия производить, разве сколько позволит разум и согласится совесть. Разум должен владычествовать, а страсти обязаны поступать по гласу его повеления.
Требования чувств есть нега, всегдашнее гуляние, игры, зрелища, сладострастия, вреднейшая праздность, требования духа есть незазорность совести, внутренняя тишина и спокойствие, дельное уединение, удовольствие, рождаемое от исполнения должности своея, веселие от зрения истины, сладчайшее чувствие плодов веры, мир и радость о Духе Святе. О блажен, кто устроил дух свой раем сих божественных утех! А, напротив, о, сколь жалостны, которые очарованы чувств прелестьми! Что они суть? Суть дух ходяй и не обращаяйся, то есть ветре, которым подымаемая пыль на все стороны превращается, и несется не известно куда.