Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Поклонение духом и истиной
Истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною. Ин.4:23.
Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися духом, то есть не по наружности одной, не одними обрядами, не одними устами, но внутренностью, сердцем и душею. Примером в том да будет нам святая Анна, мать Самуилова, о которой слово Божие свидетельствует, что сердце ее вопияше ко Господу, но глас ее не слышашеся. И для того-то Апостол желает, чтоб мы хотя пять слов, но умом глаголали, нежели тысячу слов языком одним. И истиною, то есть, чтоб служба наша совершаема была на основании слова Божия, по благоучрежденному уставу Церкве всея, а не по собственному изобретению, не по вымыслам человеческим, как то делают суеверы, недугующие болезнью раскола, и все те, кои, пренебрегая святой Церкви учреждения, выбирают, как Апостол говорит, самопроизвольное служение.
А из сего вышесказанного следует, что нам прежде всего надлежит украсить внутренний храм сердца своего. Надобно, чтоб сей храм блистал златом веры, и камением драгим добродетели, по оному верховного из Апостолов увещанию: и вы, яко камение живо, зиждитеся во храме духовен, святительство свято, приносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус
Но какой тот будет поклонник, которой в увеселениях день и ночь провождает; у которого на языке не слышно любезное имя Господне, но скверные имена забавные Венеры и гремящего Юпитера, которому благочестивый человек есть суевере, а пустых разговоров ненавидящий, лицемер, которому всякая речь приятнее, нежели беседа душеспасительная? И я боюся, не наступило ли оное время, Апостолом предвиденное, егда здравого учения не послушают, но по своим прихотям изберут себе учители, чешеми слухом, и от истины слух отвратят и к басням уклонятся. Таких, хотя бы и пришли в церковь, должно бичем Христовым изгонять, приговаривая Его же слова: дом мой, дом молитвы, вы же сотвористе его вертеп разбойником. Вы храм мой, который не златом, но светлостью добродетелей ваших о блистать должен, своими пороками потемнили и осквернили.
Нет опаснее, как в важнейшем Богослужения пункте единым собственным своим поверят себя мыслям. Известна слабость человеческих рассуждений: нечувствительным образом вкрадываются пристрастия и играют сердцем нашим. Сия слабость тем опаснее, что разрушает спокойствие человеческого духа. Ибо что уже может успокоить тебя, когда мысль твоя не утверждена в том, что должно быть основанием всех дел твоих? Иди благословенным и Богом утвержденным путем, и во искушении расстроенных мыслей твоих призывай помощь небесную с сим Евангельским гласом: верую, Господи, помози моему неверию.
А из сего прямо следует, что развратного жития люди и нераскаянные грешники хотя почитаются быть в Церкви, но не суть в Церкви, ибо Церковь есть общество пресвященных верою и украшенных добродетелью людей, то какое должно быть ее преимущество и слава?
Если бы вы нашли два или три человека прямо добродетельных, не сочли ли бы вы их Ангелами? и то место, где обитало бы такое сокровище, не почли ли бы раем земным? То какое почтенное и высокое иметь должно нам о Церкви понятие, когда в себе заключает всех тех, по всему кругу земному рассеянных людей, единому Сердцеведцу известных, которые служат Ему в непорочности совести своей день и нощь?
И потому не без основания слово святое столь превосходными Церковь превозносит титлами, когда называет ее царским священием, языком святым, людьми обновления, дверью царствия, храмом Духа Святого, Иерусалимом небесным, обителью вечною, местом, на которое всегда бдит недремлющее Божие око, и прочими тому подобными именами.
Таковое видя преимущество и славу Церкве Божия, мы, чрез дверь крещения в нее вшедшие, потщимся, да будем всегда достойными ее членами.