Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Покаяние

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Покаяние

Покайтеся и веруйте во Евангелие. Мр.1:15.

К покаянию прибегать надобно, яко к священному якорю. Седемижды в день падая, седемижды же в день надлежит и воставать. Евангелие нам в сем случае представляет примеры утешительнейшие. Мы в нем видим мытарей оправдаемых, блудниц в слезах разрешаемых, разбойников гласом покаяния путь себе в небо отверзающих, гонителей в лик Апостольский причисляемых. Все сие грешная душа да приимет себе во уверение, что и покаяние есть спасительно, и Судия на сердечное грешника умиление милocepдиeм преклоняется, и огненная страшного суда Его река погашается слезами покаяния. И по тому-то святый Амвросий, умирая, свободно мог сказать: не боюся умереть, яко имам благого Господа.

Многие, закосневая во зле, ласкают себя, что они могут при смерти покаяться, но кроме того, что сия надежда есть неизвестная, святые Отцы еще рассуждают, что человека, который всю жизнь прожил в нераскаянии, при смерти истинное покаяние едва ли быть может. Ибо тогда уже не он худые дела, но худые дела его оставляют?

Некоторые были учители, которые столь строго Апостольские слова толковали, что, по их мнению, которые единожды отверглись Христа, тех, сколько бы они после ни раскаивались, сколько бы ни проливали слез, более в Христианство принимать не должно, а оставить их участь навсегда с неверными и осужденными: не возможно таковых паки обновляти в покаяние.

Если бы таковое принять толкование, что остается делать грешнику, который беззаконным своим житием отвергается Христа, презирает Евангелие, уничтожает дары Духа Святого, гнушается сладчайшого вкуса глагола Божия, не внемлет сил грядущего века – что остается делать такому грешнику, как токмо погрузиться в отчаяние, и видеть всякую минуту ад пред собою отверстым?

Но обще вся Церковь, страшасе кого-либо подвергнуть ужасу таковые судьбы, и рассуждая, что несть грех побеждающе человеколюбие Божие, помянутые Апостольски слова разумеет, что не возможно грешника паки обновляти в покаяние крещения. Сею священною дверью введен он уже в Церковь, сопричислен Христианству, от неверных отлучен. Почему хотя он и грешник, но почитаться только должен больным, и требует врачевания. Хотя бы отвергся и веры Христовой, но в том паки раскаивается, почитается его падение величайшим, но не таким, чтоб не силен был Бог паки восставити его. Нет нужды паки действием крещения сопричисляти его Церкви, к которой он уже был сопричислен. Довольно, чтоб своими воплями и воздыханиями приводил к сожалению Бога и человека, довольно, чтоб два ока его стали двумя источниками слез, и наполнили бы покаяния купель к таинственному его в ней омовению, довольно, чтоб непреклонное положило намеpeниe впредь на свои блевотины не возвращаться. Отвергшегося Петра и гонителя Павла принявый человеколюбиво Господь, не отвергнет и всякого грешника, с таковым покаянием ко Нему прибегающего.

Кающийся признает свой грех, а Бог грех оный изглаживает из книги осуждения. Кающийся испускает воздыхания, а Бог оные в недро свое собирает. Кающийся проливает слезы, а Бог оные отирает кающийся зазирается совестью, а Бог прилагает к ней пластырь утешения. Кающийся изнуряет тело свое постом, но дух обновляется. Кающийся углубляется в молитве, но мысль его возносится к небесам. Кающийся себя обличает, и стыдится себя самого, но вместо того Сын человеческий не постыдится его, егда приидет во славе своей.

Христианин! Будеши ли, уповая на сие, пребывати во грехе или о благости и долготерпении Божии будеши нерадеть? Не для того должно быть больному, что есть врачевство, но для того врачевство изобретено, что могут быть больные. Покаяние не есть истинно, когда кто никогда грешить не престает, и как будто нарочно болезни ищет, чтоб истощить действие лечения, и искусить силу врача. Блюдися, да не како отвержен будеши, яко на зло употребляли благость Божию и ругатель благодати. Земля, пившая сходящий на ню множицею дождь, и раждающая былия добрая оным, приемлет благословение от Бога, а износяшая терпения и волчец, непотребна есть и клятвы близ, еяже кончина в пожжение. Бойся, да по ожесточении сердца твоего, не собереши себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия. Юность прошла во сладострастиях, совершенный возраст не уменьшил, а умножил беззакония, старость также проходит в расслаблении тела и души, найдет внезапу суд, и осудит раба неключимого.

Наверх