Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Подражание святым
Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу. 1Кор.11:1.
Празднование святым есть истинная и величайшая польза наша, и чтоб нам не подражать им, ничем себя извинить не можем. Ежели бы к подражанию нашему представляемы были Ангелы: может быть, нам оставалось бы место ко извинению. Могли бы мы сказать, что они духи бесплотные, от соблазнов мирских удаленные, всегда зрящие в чистейшее зерцало совершенств Божиих, и тем непрестанно просвещаемые, и по тому, чтоб им совершенно уподобились мы, не позволяют немощь плоти и соблазны мирские. Но если бы святым, тоже плоти и немощи бывшим причастным, последовать мы отрицались, должны покрыться стыдом, и сами на себя произнести осуждения определение.
Так представим же мы себе пресветлый блаженный собор, и вдруг откроется нам земный рай, разными добродетели цветами преиспещренный. Мы тут увидим златый цвет премудрости, цвет воздержания, цвет кротости, цвет терпения, цвет милосердия, цвет великодушия и краснейший всех цвет любви. Ты почтишь во Аврааме страннолюбие, удивишеся в Иосифе целомудрию, похвалишь в Иове терпение, прославишь в Давиде благочестие, облобызаешь в Петре к Богу усердие, возвеличишь Павлову ревность, усладишься в Златоусте словом духовной премудрости, почудишься в женском Феклы состав мужеству, поревнуешь в Магдалине воспламененному к Богу сердцу, увенчаешь в царствующей Пульхерии мудрое о благополучии подданных попечение. Нет поистине ни одного доброго дела, которого бы пример Бог не оставил нам в других великих мужах.
И так когда ты, Христианин, входишь во храм Господен, в соборе православных, и совершаеши торжество угодивших Богу, уверь себя, что входишь ты в вертоград, различными добродетелей цветами и плодами обогащенный. Радуйся, гуляя в сем месте, благоуханием Духа Святого растворенном, увеселяй очеса свои зрением сих райских цветов, насыщай душу сими божественными плодами.
И хотя подлинно самый разум есть нам наилучшим предводителем ко всякой добродетели, на примере, не знаю как, сильнее нас к тому же побуждает. Разум представляет добродетель, что она достойна подражания, но примере приводить нас в стыд, что мы не следуем ей, которой следовали, и прославились ею другие такие же, как мы, люди. Когда нет столько просвещения, чтобы совершенно понять добродетели превосходство, так вот окружен ты, примерами тех, кои, бывши подобострастны тебе, возлюбили добродетель, и от нее сие получили награждение, что и они вечно радуются, и имя их не умирает.
Их исправлениями пользуемся мы, их трудами успокоиваемся, их терпением укрепляемся. Их подвиги и победы, а наши венцы, слава их есть слава, наша, понеже прославлять святых ничто иное есть? Как пользовать себя, подражая добродетели их.