Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Печаль по Боге
Печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во cnaceние соделовает. Мира же сего печаль, смерть соделовает. 2Кор.7:10.
Печаль и уныние всегда худые по себе оставляют следы, ибо мешают се благодушием проходить свое звание, а чрез то отымают наилучшее средство к благополучию и временному и вечному. А если и надобна в сей жизни печаль, то не иная, разве каковую похваляет Апостол Павел, которую и называет он печаль, яже по Бозе. Она состоит в чувствительном терзании совести по соделании греха, ибо чрез таковую печаль грех истребляется, следовательно, и сия печаль надобна для истребления ее же самой, дабы снискать чрез то спокойствие и радость духа.
Вредную печаль Апостол называет печалью мира сего, а мнимую, но впрочем полезную печаль, называет печалью, яже по Бoзе. О первой печали утверждает он, яко смерть соделовает, а о второй говорит, яко покаяние нераскаянно соделывает во спасение. Да и самую истину глаголет великий Павел. Ибо потерял ли кто что-нибудь? Потерянного печалью не возвратит, а отяготит дух, и повредит тела здравие. Впал ли кто в какое-нибудь несчастие? Печалью несчастия не облегчит, но еще оное более умножит. Ибо кроме изнурения сил телесных, помутит и расстроит свою мысль, есть-либо и оставались каковые способы к поправлению счастия, изобрести их не может. Потерял ли кто смертно жену, или сына, или дочь? Печалью их не воскресить, а паче терзанием измучив себя, предускорит и собственную кончину свою. И так весьма справедливо Апостол говорит: яко печаль мира сего смерть соделывает.
Но не таковых он мыслей о печали, яже по Бозе, которая, по его рассуждению, покаяние нераскаянно соделывает. Да и самую истину утверждает он. Печаль по Бозе есть, или страдать правды ради, или сокрушатся по соделании греха. Страдание правды ради радости душевные не трогает. В таком случае душа есть злато, во огне искушений более блистающее. Свидетель тому тот же Апостол, который во всю вселенную возглашает, яко скорбяще, присно же радующеся. Исполнихся утехи, преизбыточествую радостью о всякой печали вашей. И при том Евангельский глас, исчисляя плачущих, нищих, кротких и гонимых правды ради, и ободряя таковых славных подвижников, восклицает: радуйтеся и веселитися яко мзда ваша многа на небесх. А сокрушение и печаль, по соделати греха, грех тотчас истребляет. Ибо согрешил ли кто; но тотчас после сего поразил себя печалью, пролил источники слез, воздыханием и стенанием сокрушил сердце свое; что таковый делает? Болезни своей в самом ее начале приложил действительный пластырь, и тем весь болезни яд истребил. И так истинно Апостольское слово: яко печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно соделывает во спасение.