Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Печаль по Боге

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Печаль по Боге

Печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во cnaceние соделовает. Мира же сего печаль, смерть соделовает. 2Кор.7:10.

Печаль и уныние всегда худые по себе оставляют следы, ибо мешают се благодушием проходить свое звание, а чрез то отымают наилучшее средство к благополучию и временному и вечному. А если и надобна в сей жизни печаль, то не иная, разве каковую похваляет Апостол Павел, которую и называет он печаль, яже по Бозе. Она состоит в чувствительном терзании совести по соделании греха, ибо чрез таковую печаль грех истребляется, следовательно, и сия печаль надобна для истребления ее же самой, дабы снискать чрез то спокойствие и радость духа.

Вредную печаль Апостол называет печалью мира сего, а мнимую, но впрочем полезную печаль, называет печалью, яже по Бoзе. О первой печали утверждает он, яко смерть соделовает, а о второй говорит, яко покаяние нераскаянно соделывает во спасение. Да и самую истину глаголет великий Павел. Ибо потерял ли кто что-нибудь? Потерянного печалью не возвратит, а отяготит дух, и повредит тела здравие. Впал ли кто в какое-нибудь несчастие? Печалью несчастия не облегчит, но еще оное более умножит. Ибо кроме изнурения сил телесных, помутит и расстроит свою мысль, есть-либо и оставались каковые способы к поправлению счастия, изобрести их не может. Потерял ли кто смертно жену, или сына, или дочь? Печалью их не воскресить, а паче терзанием измучив себя, предускорит и собственную кончину свою. И так весьма справедливо Апостол говорит: яко печаль мира сего смерть соделывает.

Но не таковых он мыслей о печали, яже по Бозе, которая, по его рассуждению, покаяние нераскаянно соделывает. Да и самую истину утверждает он. Печаль по Бозе есть, или страдать правды ради, или сокрушатся по соделании греха. Страдание правды ради радости душевные не трогает. В таком случае душа есть злато, во огне искушений более блистающее. Свидетель тому тот же Апостол, который во всю вселенную возглашает, яко скорбяще, присно же радующеся. Исполнихся утехи, преизбыточествую радостью о всякой печали вашей. И при том Евангельский глас, исчисляя плачущих, нищих, кротких и гонимых правды ради, и ободряя таковых славных подвижников, восклицает: радуйтеся и веселитися яко мзда ваша многа на небесх. А сокрушение и печаль, по соделати греха, грех тотчас истребляет. Ибо согрешил ли кто; но тотчас после сего поразил себя печалью, пролил источники слез, воздыханием и стенанием сокрушил сердце свое; что таковый делает? Болезни своей в самом ее начале приложил действительный пластырь, и тем весь болезни яд истребил. И так истинно Апостольское слово: яко печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно соделывает во спасение.

 

Наверх