Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Отвержение Промысла

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Отвержение Промысла

Бог не несвидетельствованна Себе остави, благотворя, с небесе нам дожди дая, и времена плодоносна, исполнял пищею и веселием сердца наша. Деян.14:17.

Бог, будучи высочайшая власть, ни от кого независящее, и ничьему суду неподлежащее Существо, всегда печется о твари Своей. Cиe засвидетельствуют бесчисленные примеры. Он, как сию престрашную и прекрасную миpa создал огромность, как оное бесконечное всюду обвел небо, как сию, водами обливши, основал землю, и сей водной по всем местам пролил воздух, как еще небо светлыми усыпал звездами, а землю различными цветами убрал, как все просто вещи числом, весом и мерою расположил, то уже, кажется, достойно бы и праведно было Богу от таких трудов престать, успокоиться и сказать твари: тварь! прекрасное мое произвождение, оставайся теперь спокойно,  составляй сей мир, и те действия, на которые ты от Меня создана, отправляй сама собой. Чем я тебя не снабдил? В чем и какой теперь имеешь недостаток? Что бы такое было нужное, которое бы я тебе не дал? Так оставайся в мире, не позабывай своего Творца. Не иным образом, как бы некакий попечительный отец, родивши и воспитавши своего сына, и всем надлежащим премного снабдивши, отпустил бы его от себя, и приказал уже самому собой учиться жить. Но Бог так ли? Престал ли старатеся о всех делах Своих? Оставил ли без всякого промысла создать Свое? Но где сие слово: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю? Как будем оное Апостольское слово толковать: в Нем, то есть в Боге, живем движемся и есьмы? Каким образом сия пророческая сбудется речь: аще и мать позабудет отроча свое, так что не помилует исчадия чрева своего, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь? Или что значит оная Давидова обыкновенная мольба: к Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея. Ты мой ecu покровитель? Так мы под сенью Бога нашего покоя будем себе искать, мы под крылами Творца нашего скрываться не престанем, мы в отеческих Его сокрываться недрах за одно только себе поставим блаженство. Нам, еже прилеплятися Богови, благо есть!

Признаем мы рассуждением своим, что Бог управляет миром, что Он по воли Своей располагает все действия тварей, и приводить их к тем концам, которые от самой вечности назначила премудрость Его. Но сие рассуждение если столь твердо, чтоб на нем одном без опасности можно было положиться? Никак. Мысль человеческая, яко слабая, в сей истине разными случаями может колебаться. Видит она различные в мире превращения, и многие из них представляются ей аки несходными ни с порядком, ниже с справедливостью. Когда бы, на пример, по нашему рассудку следовало быть сиянию солнечному, тогда пролитие дождей наводняет все, или когда видим, что который человек, по нашему мнению, достоин был бы лучшей участи, тот находится в презрении, или и в страдании, а напротив порочных людей пpeдпpиятия бывают успешны и дают еще им случай хвалиться удачею хитростей своих. Все таковые и подобные, часто сретающиеся сомнения, могут удобно поколебать мысли нашей уверение, которое мы имеем о промысле Божием.

Но хотя волны напастей к нам приразиться могут, но опровергнуть не могут. Могут приразитеся, чтоб вера наша была откровенное и известное терпение, но не могут опровергнуть: сия бо есть победа, победившая мир, вера наша. Так сколько же те бедны, которые, самопроизвольно себя ослепляя, неуверенными пребывают, что Вышний о всем промышляет, и все приключения к надлежащим управляет концам! Они остаются без утешения, они впадают в отчаяние. Почему удивительно ли, что такой людей род в счастии неумеренны, а в несчастии малодушны: ропщут, унывают, а иногда сами на себя налагают убийственные руки, и тем бедный свой живот оканчивают?

Наверх