Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Отрождение
Аще кто не родится водою и Духом не может внити в царствие Божие. Ин.3:5.
Каково начало, таково и происхождение, каково семя, таковы и плоды. Если бы естество наше в том оставалось неповинности и непорочности состоянии, в каковом оно было, когда вышло из рук Создателевых, то бытие наше не требовало бы пакибытия, и наше рождение не имело бы нужды во отрождении. Но по слову святому, прилежит помышление человеку на злая от юности его. Да и печаленым опытом всяк на себе дознает, что склонности наши всегдашним подлежат искушениям, и чувства более льстят, нежели действует сила разума. Таковый состав, яко испорченный, требует поправления, такое дело, яко себя расстроившее, паки требует рук мудрого художника. Сказал Бог во гневе праведном Своем: и помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и размысли. О страшное Господне прещение! Надобно же, чтобы благость Его и утешила бедность нашу сими Евангельскими словами: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единородного дал есть, да всяко, веруяй в Него, не погибнет, но имать живот вечный. Сей божественный Посланник, яко великого совета Ангел, пришел на землю, и благовестил мир. От востока и запада, от севера и юга собрал избранных Божиих, и в сие святое общество открыл путь водою и Духом. Аше кто не родится водою и Духом, не может внити в царство небесное.
Родиться плотию есть нам естественно, но родиться духом, не в нашей уже состоит силе. Cиe рождение бывает свыше, оное производить может един Дух Божий. Ибо сие рождение не есть естественное, но свыше-естественное и таинственное. Когда Бог благодатью Своею воззовет к тебе внутренно, просветит твою мысль, покаянием успокоит твою совесть, в душе твоей насадит доброе семя к произращению благих дел, сердце твое привяжет к Себе любовью и взаимно оное уверит о Своем к тебе благоволении, тогда ты отраждаешься духом, тогда ты становишеся вновь рожденным, тогда ты вновь получаешь бытие, тогда душа твоя творится прямо довольною и способною ко оживлению тебя. Ибо в ней паки воссиявают образ и подобие Бoжиe. Вот таинственное отрождение духом!
Но что еще нужды родиться и водою? Обмытие водою есть священное означение всего того. Бог тебя в сердце уверяет, что ты родился и освятился духом, а Церковь Его уверяет и самые очи твои, что как тело твое омывается водою и чисто выходит из купели, так душа твоя очищается Духом Божиим, и совершенно выработанною выходит из рук сего небесного Художника. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие небесное. Таковым образом, рожденный человек без сомнения получает право быть сыном Божиим, а по тому и наследником всех тех благ, которые Он уготовал любящим Его.
Видите благочестивии, коликое есть крещения таинство! Умейте сохранить бесценный дар сей, cиe уже зависит не от единого Бога, но и от вас. Что если кто и после такового рождения умрет грехом и нераскаянием? Не остается уже другого средства к новому рождению, но, конечно, умирает таковый смертью не временною, но вечною. Потщитеся, чтоб таковыми вам предстать пред суд Его, каковыми вы вышли из святой крещения купели. И тогда-то вы, яко отрожденные, водою и духом, внидете в царствие небесное.