Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Отчаяние
Нечаеми, но неотчаяваеми. 2Кор.4:8.
Поистинне удивительно и страшно, что иногда и при самом уже береге бывает потопление. Грешник наконец узрит свои грехи и беззакония, восчувствует их тягость, сокрушится, поразится с одной стороны лютостью и множеством их, с другой правосудием Божиим и гневом Его. Что же из сего выйти может? Страшный случай отчаяния. Грешник, таковым образом сокрушенный и пораженный, может впасть в сию мысль, что уже нет больше для него прощения, что затворилась для него дверь милосердия, и не остается ему больше помышлять о спасении своем, как только оставаться в своем падении, и ожидать конца, какой сам собою воспоследует.
Страшный сему пример видим мы на Иуде предателе, который, хотя раскаялся в своем злодеянии, но столь поражен был, что вместо того, дабы прибегнуть к милосердию Божию, шед удавися. Ах! К сему ли должно приводить истинное покаяние? Так ли велик грех, чтобы он мог преодолеть чeлoвекoлюбиe Бoжиe? Нет.
Остановись ты здесь, грешная и отчаявающаяся душа, остановись, собери страхом пораженный дух твой и укрепися. Ты грешен. Господь пришел призвати не праведные, но грешные на покаяние. Ты немощен, Он есть врач. Ты тьма, Он есть свет, и где Ему излиять свет Свой, токмо на седящих во тьме сени смертней? Ты мертв, Он есть жизнь, ты пленник греха, Он твой Искупитель. Ты подвержен гневу и осуждению Божию, Он есть жертва, умилостивляющая правосудие, ты заблуждшая овца, Он есть пастырь, оставивший девятьдесят девять овец, и тебя единую ищущий.
Не бойся, дщи Сионя! Не бойся грешная душа! Слыши, и ободрися! Ты хотя согрешила противу закона, но еще ты дщерь Сионя. Ты член тела Христова, ты не отчуждена от Церкви, ты не отчуждена от Святейших ее таин. Член, хотя и болезнен, но доколе он не отсечен от живого тела, все еще имеет надежду исцелен быть, поскольку животворный тела и сок ему еще сообщается. Неотчужденный от Церкви, не отчужден и от ее Святыни и заслуг. Неотлученный от ее таин, не есть еще мертв, ибо и врачевство покаяния до него принадлежит и еще питается он животворящею пищею тела Христова. Так не бойся, грешная душа!
Посмотри далее, и рассуди следующие слова: се Царь твой грядет тебе кроток. Грядет – a сие значит, что Он еще и не ожидает, чтоб ты к Нему пришел, но, сам собою, без призыву твоего к тебе приходит. Еще двери сердца твоего заперты, а Он уже в них толкает. Не грядет токмо, но, пришедши уже, толкает в них, сидит при них, не отходит, ищет случая, чтоб при первом сердца твоего движении тотчас взойти в него. Ты вздохнул мало, Он уже приступает, ты слезу пролил, Он уже входит, ты сокрушился, Он уже вселяется, ты восстенал, а Он уже и утешает тебя. Ибо не просто сказано: Царе грядет, но, се Царь грядет. Се – a сие означает, что Он от тебя никогда не удален. Вот Он при тебе, вот в тебе и с тобою. Ты от Него уклоняешься, но Он не уклоняется от тебя. Се везде грядет за тобою. Так как же Он удалится от тебя, а не паче обымет тебя, когда ты обращаешься к Нему?
Не бойся, дщи Сионя! се Царь твой грядет тебе кроток: а Пророк Исаии к сим самым словам еще прибавляет: грядет, имеяй с собою мзду. Ты раны открываешь, а уже врач предстоит, и с готовым врачевством. Ты себя осуждаешь, а Он возвещает оправдание, ты чувствуешь проклятие закона, а Он тебе дарует благословение Авраамово, ты себя связываешь, а Он разрешает, ты почитаешь себя быть недостойным земли, а Он тебя возводит на небо, – недостойным сея жизни, а Он тебя удостоивает жизни вечной с самим собою. И хотя все сие есть едина Его милость, однако Он называет то мздою, то есть почитает, что аки бы ты все cиe заслужило, и аки бы то было достойная за покаяние твое награда. Так можешь ли ты после сего всего отчаиваться о Его милосердии?
При таковом неизреченном милосердия Божия снисхождении, не открывается ли тебе благая ко спасению надежда?
Однако и при сем устрашенная мысль заставляет тебя еще говорить: како будет сие? Каким образом cиe великое чудо может совершить Бог? На что тебе испытывать дела, Божия, и искушать Господа своего? Знает врач, каким образом исцелить болезнь. Ты только полною верою вручи себя Ему и своим неверием, или любопытством не полагай пределов сил Его. Желать знать, каким образом дела свои производит Бог, есть знак неверия и гордости. Никак несоразмерно c понятием человеческим, чтоб оно могло вместить и самые способы для премудрости и благости Божия.
Впрочем, вера учит, что мы спасаемся по благодати, а не по долгу. Сколько бы кто ни был совершен и свят, может ли столь дерзок быть, чтоб пред Богом сказал: я имею право требовать от Бога оправдания и награды? Когда же мы спасаемся по благодати; так по сему и не могут быть участны Его милости, разве одни грешники кающиеся. Где бы Он свет свой имел воссиять, как токмо над сидящими во тьме?
Всем сим сказанным ободрить, вы, кающиеяся души, свое чувствительное сердце, и вооружитеся противу сего опасного искушения, каково есть отчаяние. Милосердого имеем Господа! не презрит Он никогда покаяние ваше, от сокрушенный души приносимое.