Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Оружие правды
Ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху; но представляйте себе Богови, яко от мертвых живых и уды ваша оружия правды Богови. Рим.6:13.
Умозрительная истина. Противу слабых тварей, каков кажется быть человек, нет сильнее на земли, как рассвирепевший могущественный мучитель. Когда желает и стремится он, дабы все покорно было воле его, выставляет он тогда оружия, копия, стрелы, мечи, огни и прочие орудия мучительные. Слабая плоть от одного на сие взора трепещет, и унылый дух одним сего воображением приходит в страх и ужас. Но душа просвещенная, душа добродетельная противу сих мечтание колеблющих страхов выставляет свои орудия: терпение, великодушие неповинность, свободность, мудрости духовные, веру, Бога, упование бессмертия.
Посмотрим на великую борьбу сию: с одной стороны оружия, с другой терпение, с одной огни, с другой пламень веры, с одной угрожения, с другой уста, глаголом Духа Святого движимые, с одной смерть, с другой присносущная жизнь, c одной вооруженный мучитель, но слабый человек, с другой мужественный подвижник и укрепляющий его Бог. Кии сильнее оружия? При ком должна остаться победа? Видимо, что наружный страх должен уступить твердости души божественной. Ибо на одной стороне оружия, по-видимому, страшные, но вооружен ими порок, яко некий бездушный идол. На другой стороне оружия, по человеческому мнению, не сильные, но вооружена ими добродетель. Сей позор достоин зрения Ангелов: побеждает слабый сильного, гонит один тысящу, безоруженный сокрушает вооруженного, ярится мучитель, но ничтоже успевает, и свою слабость ненавистными слезами оплакивает.
Но он, скажет кто, со всем тем неповинного умерщвляет, однако нельзя сказать, что он торжествует. Сие не подаст никакого утешения лютости его, ибо не исполняется его намерение. Он не смерти его желал, но желал преклонить его волю, убедить его мысль, насильствовать его совесть, дабы, от своих святых прав отступив, его заблуждению последовала. Но сие учинить изнемогает, и потому ярясь отъемлет жизнь, и сие уже есть действие его исступления. Ибо не то было его намерение, и он в сем случае не иначе поступает, как разъяренный пес, который, не могши угрысть ударяющего в него камнем, тщетно грызет камень.
Деятельное правило, – герой Христианский имеет еще –неприятелей: страсти и пороки, которые всегда силятся нарушить покой душевный, и, свергнув разум с своего престола, дать всю силу своевольству и развращению. Неприятель опаснейший и страшный! Страшный, ибо и самые внешние войны c одной стороны он глазною есть всегда причиною. Опасный, ибо часто он ниже вид неприятеля имеет, но покрывается именем домашнего нашего и приятного сожителя.
И герой Христианский, чтоб силу страстей ослабить, и получить победу над искушениями, имеет нужду сносить подвиг. Ибо против сих неприятелей нет отдохновения, они всегда воюют. И по тому никогда оружия из рук выпускать не можно, никогда не можно слабости и нерадению дать места. При малейшей неосторожности смертоносною стрелою уязвляется земнородный, которая рана неисцелима, разве омыта будет горькими слезами покаяния.
Воин имеет различные оружия: щиты, копия, мечи и прочие орудия, коими защищает себя от нападения неприятельских, и тем ослабляет его силу, на отнятие жизни стремящуюся. И герой Христианский имеет оружия свои, коими его вооружила рука Всесильная. Оружие истины, коим защищает себя от лжи и клеветы, оружие правды, коим умерщвляет зависть, гнев и корыстолюбие, оружие мира, коим поражает бесчеловечие и лютость, оружие веры, коим побеждает неверие, суеверие и распутность нравов, оружие глагола Божия, которым отражает суесловие, словопрение и развратность мнений. И так сей герой отовсюду безопасен, остается победителем, торжествует и поет песнь победную. Если бы сии оружия всегда были употребляемы, всякая бы другая брань престала, глубокий и безопасный мир царствовал бы в роде человеческом. Ибо, при соблюдении добродетели в ее непорочности, молчит страсть и студного действия своего начать не смеет.