Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Общeние добра
Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог. Евр.13:16.
Добро само собою есть сообщительно: то не возможно, чтоб добрый человек не был добр и другим. И чем больше кто стяжал дары, чем важнейшие принял на себя звания, тем больший получил случай и обязательство благодетельствовать другим.
Добро само собою есть общительно. Положим, что ты счастлив, почтен и радостен: тотчас желается тебе и счастие свое другим открыть, и честно своею других очи удивить, и радость свою, не вмещая в себе, тотчас пересказать другому. Если бы ты был один, счастье твое не столько бы тебя услаждало, честь никакого бы не принесла тебе удовольствия, радость, во внутренности стесненная, так как бы погасла. Почему счастье, честь и радость не сами собою для нас усладительны, но, когда имеем мы их кому сообщить.
Представь ты себе древо плодоносное, тогда ли оно лучше, когда показывает токмо красный вид плодов своих, но никто ими не пользуется, или когда всякое животное в сладость ими насыщается. В первом случае оно тоже, как бы было и бесплодное и токмо на посечение и сожжение годное. Но в случае другом оно сберегается, со тщанием обрабатывается, и едино воззрение на него приносит удовольствие. Представь себе источники, тогда ли он прямо заслуживает честь свою естественную, когда ни чьей жажды не утоляет, или когда утомленных жаром и жаждою прохлаждает и оживотворяет?
Бог украсил тебя дарами счастья, яко древо плодоносное, наполнен ты способностью и могуществом помогать другим, яко глубокий источник воды живой. Будешь ли ты оные скрывать в самом себе? Но на что? Ты тем докажешь, что напрасно оные тебе и даны, да и самого себя лишишь проистекающего из них удовольствия.
Но хотя бы ты и не ради о других, то по крайней мере не должен пренебрегать самого себя. Чем более ты счастье свое сообщишь другим, тем более умножится собственное твое удовольствие. На других, счастьем твоим учинившихся счастливыми, когда воззришь ты, что тебе представится? Представится тебе, что сии, о счастье своем радующиеся люди, суть как бы райские древа, возрастшие от семян, тобою посеянных, или паче представятся как чада, рожденные твоим человеколюбием, в коих начертан сияет образ твой отеческий и подобие. Может ли что сравняться с сим сладчайшим и небесным удовольствием? Сирота, тобою воспитанный, бедный, тобою снабденный, болезнующий, тобою исцеленный, немощный, тобою защищенный, унывающий, тобою восставленный, невежа, тобою просвещенный, не суть ли духовное и святое твое порождение, коим без постыждения можем со Апостолом сказать: благовествованием аз вы родих? И cиe рождение пред телесным несравненно преимущественное, и таковый благодетеленый муж есть вторый Авраам, и отец многих верующих.