Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Обновление

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Обновление

Преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, чmo ecmь воля Божья благая и угодная, и совершенная. Рим.12:2.

Когда человек из худого делается добрым и из грешного праведным, сие в слове Бoжиeм называется обновлением, воскресением и пакибытием, то есть, до того ты был аки ничто, и делаешься внезапу новым, ожившим и получившим вновь бытие. Дело нашего искупления есть никак не меньшее чудо, как и дело создания миpa. Каким же образом Бог создал мир? Дух Святой на него снизшел и сила Вышнего его осенила. Рек Бог: да будет свет, и стал свет. Рек: да прорастит земля всякую траву, и произрастила она. Рек: да явятся разные разных родов животные, и тотчас они на сей глас предстали.

Се образ и твоего оправдания! Речет Бог: да изчезнет тьма грехов твоих, и исчезнет. Речет Бог: да воссияет паки в тебе свет образа Его, и воссияет. Речет: восстани спяй, и воскресни от мертвых, и тотчас освятит тя Христос.

Сие жизни обновление есть наше на земли преображение. И сие преображение столь важно и нужно, что без него и небесного преображения удостоиться невозможно. И сие на земли преображение есть почти одно с оным преображением небесным и различествует не существом, но степенью. То есть сие земное есть низко, а то возвышенно, сие несовершенно, а то совершенно, сие есть основание, а то полное устроение, сие земное переменно, ибо из преображения святого можно перемениться в грешное, так как и из грешного во святое, а небесное преображение есть во веки неизменно, ибо идут сии, то есть грешники, в муку вечную, а праведницы в живот вечный. В чем же состоит сие наше на земли преображение вопросите вы?

В том, что грешник, кающийся покаянием, скидает с себя ветхую одежду греховную, и облекает его благодать в новую ризу святыни и спасения. Прежде был невоздержен, ныне стал воздержен; прежде нечестив, ныне благочестив; прежде был сребролюбив, ныне щедр и милостив; прежде горд, ныне смирен; прежде горяч, ныне терпелив; прежде был нечист, ныне целомудрен. Таковая перемена не есть ли обновление? Таковое время не есть ли поистине новый год? Таковое состояние не есть ли всякие радости и веселия достойное?

Вот утешительное свойство Евангельского духа, коим всякое пагубное грешные души отчаяние истребляется! Блажен человек, кто от сея смертоносной удален пропасти! Но не меньше опасаться надобно, чтоб не погрешить излишним на милосердие Божие надеянием. Неблагодарного и развратнейшего человека была бы, на пример, таковая мысль: не сделаю я насилия страстям моим, чтоб их не удовольствовать, впрочем, Бог милосерд, примет напоследок мое покаяние и простит. Сии слова тоже значат, как бы кто сказал: я не боюся быть злым, понеже Бог есть благ. Не может ничто быть таковые мысли развратное и богопротивное. Когда Бог есть благ, благость Его должна быть побуждением к добру, а не поводом к злу.

Тщетны в таком случае примеры Евангельских блудниц и разбойника, на крест кающегося. Таковые примеры одобряют только покаяние, а не к своевольству подают случай.

Наверх