Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Обличение

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Обличение

Согрешающих пред всеми обличай, да и npoчиu страх имут. 1Тим.5:20.

Когда поучение есть обличительно, еще ничего нет в том предосудительного. Ибо обличение не в ином чем состоит, как только в живом и твердом изъяснении человеческой развратности и заблуждения, и во увещании, дабы, то оставив, обратились на путь истины. Что во сем есть предосудительного? Врач иногда прилагает пластыри легкие, иногда же едкие и мучительные, а иногда и жесточайшее употребляет резание, смотря по свойству болезни, и никто его в том не предосуждает, только бы жизнь сохранил, хотя иногда лечением только что причиняет смерть. Учитель, особливо же пастырь Церкве, есть врач духовный. Врачевать болезни не телесные, а духовные, его есть неотрицательный долг. По свойству душевной болезни, растворяет он слово свое иногда тихостью и кротостью, иногда же строгостью и обличением. Почто же бы в сем случае счастлив был врач телесный, нежели духовный, особливо, что врач телесный, как сказано, лечением своим иногда, вместо сохранения жизни, причиняет только смерть? Но духовный врач безсомнительно жизнь душ возвращает, ежели она только его врачеванием пользоватися восхощет.

Лицемерие и страстным усилиям снисхождение, если где- то особливо священного места сего есть не достойно. Когда бы истина и во всем свет умолкла, то по крайней мере, должна она неумолкно вопить при жертвеннике Господни. Нет большего вреда, как если и те, кои поставлены свободно наши пороки обличать, только будут ласкательно угождать нашим страстям. Я тебя уязвляю, говаривал Златоуст, и ты вопиешь, но я воплю твоему не внимаю. Я врач, раны мои исцеление приносят. О сколь нужен таковый муж, особливо в те времена, в которые развратность ничего не уважает священного, без стыда своевольствуе и прихоти свои поставляет единственными законом своим. Сколько бы один таковой сделал подкрепления падающей храмине? Мы привыкли ходить по цветам, изнеженные нравы никакого не могут терпеть противоречия, и высокомерные мудрования не дают места никакому обличению.

Проповедник в обличительном слове своем никого не именует. Всех касается сердец, но уязвляет токмо те, которые суть болезненны, и сие уязвление чувствует токмо втайне одно уязвленное сердце, и тем самым, исцеляется.

По сему видим, что и обличительное поучение есть для наших страстей и пороков врачевством полезнейшим.

Наверх