Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Нищета духовная

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Нищета духовная

Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное. Мф.5:3.

Мир почитает нищим того, который ни дому, ни одежды, ни пищи, ни денег не имеет, и с нуждою и c милостынею питается, а напротив того почитает богатым, который всем тем изобилует. Нищий духом в сем разуме подлинно есть нищ, и никак богатым назваться не может. Ибо он следует Тому, Который не имел, где главы приклонить, ибо он есть из числа тех, которые со Апостолом вопиют: до нынешнего часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся в пустынях и в горах, и вертепах и в пропастях земных. Нищ же он таковым образом есть по тому, что или все мирское, да и самый мир презирает, или что и самый мир, от него презираемый, во отмщение сильно его гонит и всего лишает, а он все то охотно отдает, хранит только прилежно при себе правду и добродетель.

Сия нищета есть богатство святых рабов Божиих, сия нищета есть превосходнее всякого богатства мирского. Что нужды, когда кто есть нищ телом, но богат духом? Что нужды, когда кто не имеет богатства тленного, однако изобилен богатством нетленным? Но еще и сомнительно, нищ ли тот телом, кто богат духом, а напротив можем сказать, что богатая нищета духа составляет истинное и тела богатство.

Может нищий Евангельский иметь богатство и мирское и не потерять нищеты духовной. Когда он имеет богатство, нажитое правдою, и оное расточает на дела благие, да к нему и непристрастен, а всяк час готов оное оставить, когда бы то для пользы душевной и для славы Бoжиeй учинить надлежало, тогда он и при богатстве мирском есть нищ духом, а по тому хотя и богат, но удобно внидет в царствие Бoжиe. Но напротив, хотя кто и ничего из вещей мирских не имел, но иметь всегда всего алчет, и свою бедность непрестанно оплакивает и ропщет, таковой, хотя нищ есть телом, но не есть нищ духом, а по тому, яко всегдашнею алчностью богатый, не удобно внидет в царствие Божие.

Таким людям не понятна общая польза, они не разумеют, что есть, делать добро по движению совести, делать добро для внутреннего души удовольствия, они не любят, кто им проповедует, что не всякий способ к обогащению есть дозволителен. Так чем же различествующий таковые от прочих животных бессловесных? Им бог чрево, они пригвождены к земле, и на небо очей своих возвести не могут. Они стыд человечеству и бесчестие образу Божию. И для того справедливо Евангелие называет их в себя, а не в Бога богатеющими.

Однако со всем тем они текут, то есть много сносят трудов, не дают покоя мыслям и очам сна, выдумывая с великим затруднением разные способы ко удовольствию своея корыстолюбивые склонности. Текут они, но не постигают, подвизаются, но лишаются венца, не для того, аки бы мало подвизалися, но для того, что не так текут, как требует правило добродетельного подвига и закон честности.

Ища богатства, сей должно предполагать себе конец, чтоб помочь нуждам своим и ближнему, а не для роскоши, не для мотовства, не для насыщения одного ненасытного сребролюбия и скупости. Нет беднее человека, которой снисканным добром пользоватися не может, и мучит себя только тщетным оного сбережением.

Наверх