Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Несчастия

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Несчастия

Недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас. Рим.8:18.

Жизнь свою человек начинает от плача, а оканчивается она мучительным разодранием души от тела. Средина ее полна скук, печалей, напастей и всяких несчастий многоразличных. И для того всякий день слышим мы человеческими жалобами оглашаемый воздух. Один жалуется на нищету, другой на жестокость своих неприятелей, третий на неверность своих приятелей. Иной с мучительными борется болезнями, или от печальной расслабевает старости, другой неутешно плачет о смерти детей или сродников своих, сей скучает будучи отягощаем повседневными трудами, которым скорого не предвидит конца, тот рыдает, что кровавыми трудами снисканное имение похитили воры, или истребил огонь, или потопила вода или, что и того жалостное, неправедный похитил судья, да еще его же и на суде обвинил. Ко умножению несчастия часто случается, что мы печалимся о том, о чем не надлежит или по крайней мере сокрушаемся больше, нежели чего-то стоит. Поистине самые человеческие увеселения с скукою смешены, самые радости слезами растворены. Не успеет воссиять благополучия ведро, как тотчас и помрачается оно страшными облаками несчастия и напастей бурею. Лучше бы, кажется, желание не родиться, нежели на таковые родиться бедствия или, и родившись, скоро смертным мраком покрыту быть, нежели столь страдательную влечь жизнь.

Однако, когда все сии и противные приключающиеся нам случаи почитаем мы несчастиями, то для того, что сокровенной в том пользы, по своему или естественному в понятии недостатку, или по малому в союзе вещей вниманию, не усматриваем и часто жалуемся в самое то время, когда Врач небесный подает нам чашу горести, в испитии которой заключается спасительное врачевство. А по тому, как таковая горесть прямо горестью почитаться не может, поскольку в ней содержится сладость исцеления, так и приключающиеся несчастия прямо несчастием почитаться не могут, когда мы чрез те руководствуемся к лучшему.

Труды и соединяемые с ними на краткое время скуки необходимо нужны как для добродетели, так и для будущей жизни, следственно, благополучию жизни сея они не только не препятствуют, но еще и споспешествуют. Несчастия же, если приключаются за дела худые, приключают жизнь несчастливую для тех, кои сами себя ввергли в оную. Несчастия же за истину и добродетель претерпеваемые не суть несчастия, разве мнимые, ибо они не только внутреннего совершенства не нарушают, но паче оное устрояют, а при том истинную у Бога и добрых людей снискивают себе славу и мздовоздаяние.

Да умолкнут уже человческие жалобы. Мы, имя премудрого Создателя и благоутробного небесного Отца, можем ли подумать, чтоб Он в самое то время, когда держит в руках Своих чашу правосудия, не растворял оную милосердием? Можем ли подумать, чтоб Он несчастиям быть попускал ко всеконечной нашей погибели, не имея притом благого о пользе нашей намерения? Я не испытываю, да и испытывать не могу всех тех причин, для которых премудрость Божия попускает нам в некоторые впадать злоключения, но совсем тем несомнителен, яко любящим Бога вся nocпешествуют во благое. Премудрый Божий промысл бедствиями часто нас руководствует к добродетели и терпения степенем возводит на достоинства. Насылаемыми несчастиями также пожинает Он нашу гордость, уменьшает самолюбие, пресекает прихоти, не допускает до душевного расслабления, а при том, что наипаче убедительно, уверяет нас, чтоб мы не на земли, но на небеси искали истинного своего блаженства.

Не печальтесь убо вы, о малодушные! не гневайтесь, о маловери! Мы имеем Бога, Которой нас ко всякому добру ведет, имеем промысл, который более о нас печется, нежели мы сами о себе. Подумайте, ежели мы не только о несчастных людях, но и о самых животных милосердствуем, и стараемся помощь подать, то Бог ли, когда бы мы от такого несчастия сокрушившись лежали, Он ли, яко всевидящий, не призрит, и яко всеблагий, не восхощет, и яко всемогущей, не готов будет простереть десницу Свою ко избавлению нас? Смотри, вот Его рука твоим прикасается струпьям, и льет на тебя масло милосердия и вино, знак Своей исцелительной силы. Видит Бог вся, и знает вся, знает, когда Он испытывает сердца и утробы, и в самые сокровенные нашего сердца проникает, вся пред Ним нага и откровенна. А когда так, то Он не меньше видит и тогда, как мы от обид жалуемся, от болезней стонем, от нищеты плачемся. Нельзя не сказать, что Бог все видит; видит, а ничего не действует? Слезы твои не отирает? Болезнь твою не врачует? Жалоб твоих не слушает? Для чего? воля ли Его переменилась, или сила Его умалилась? Или, как и когда Илия Вааловым говорил жрецам, или бог ваш тогда спит, или недосуг и утрудился есть? О сколь беззаконно сие помыслить! Насаждей ухо, не слышит ли? И создавый око, не сматряет ли? А я прибавлю, созданного от Себя человека оставит ли? Которого взял, так сказать, на Свои руки, отринет ли? Бездна благости не помилует ли? Скорее, скорее мы оставим Бога, нежели Он нас: се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля.

Наверх