Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Нераскаяние

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Нераскаяние

Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:15.

Нераскаяние грешную душу ожесточает и ввергает в мрачное уныние, она под тяжким бременем греха стонет и воздыхает, и воздыхая вопиет: несть мира в костех моих от лица грех моих, яко бремя тяжкое отяготеша на мне.

Не столь крепок человек, чтоб когда-либо страстьми прельщен и искушениями низвержен не был, но нет опаснее, как человеку болезненному не узнавать болезни своей, и падшему не стараться восстать. Одно есть припадок человеческие слабости, другое есть ослепление и ожесточение. Когда человек в болезни требует врача, есть надежда ко исцелению, но когда отвергает врачующую руку, развратность берет силу, и приводит до крайности. Ясно сие понимал мудрый душ человеческих Врач, и по тому представлял и опасные следствия от нераскаяния происходящие и многоразличные предлагал примеры людей, которые падши восстали, и из развращенных переменились в мужей святейших.

И какое утешение в нераскаянии? Какое удовольствие в ожесточении сердца? Какая польза быть связану и отягощену пороками и страстями? Ангелы в печали. Господь Ангелов в приуготовлении оружий правосудия, мы в унынии, а только един диавол радуется. А потому, хотя и страшно сказать, но сказать надлежит, наше нераскаяние составляет только торжество и праздник единому врагу рода человеческого.

И потому суд Божий последний страшен будет для нераскаянных грешников. Кто преступает закон, да еще и хвалится в похотях души своея, то есть, который делает насилие совести, презирает Евангелие, ничему не верит будущему, все священное вменяет за пустое, на глас зовущего к покаянию отзывается с ругательством, говоря, что за покаяние, что за исповедь, что за суд? Все сие пахнет баснею. Будущее неизвестно, настоящее наше. Жизнь надобно провождать с веселием, и никакого не упускать случая ко удовольствию склонностей нам врожденных. Как таковой род людей управляет себя одним страстей стремлением, и никакого Святого закона поступками своим не предполагает; то потому и падет на них всею своею тягостью оное страшное изречение: елицы без закона согрешиша, без закона и погибнут.

Кто убо, чувствуя совесть свою, беззакониями отягощенную, не отвергнет отчаяние, и к милосердию Господню не прибегнет? Благости Божия источника всем вам отворен, злосчастные грешники! Ежели только чувствует раскаяние в злодеяниях своих. Не слышите ли, как благодать ударяет в двери вашего сердца, и сладчайший глас нашего Спасителя во уши ваши вопиет: приидите ко Мне, вы обремененные грехами! Я ваших беззаконий отвращаюсь, но ваше покаяние не отвергаю. Мне ненавистно ваше сердце, но когда оно есть нераскаянно. Наше от зла на добро обращение, Мой суд на милость претворяет, ваши слезы огнь Моея ярости погашают, на ваше исправления обещание Мои руки к объятию вашему простираются. Страшит вас Мое правосудие, подлинно оного стрелы уже на вас напряженны, но милосердие Мое превозмогает. Посмотрите на Мои раны, которыми я за грехи ваши уязвлен. Посмотрите сквозь прободенное копием ребро на сердце Мое, и видите, коликою оно пылает к человечеству любовью. Сими и каменную душу умягчить могущими, словами подвигнувшись, соберете вы свой смущенный дух, слезами сокрушите сердце свое, и тяжкими воздыханиями внутренность свою Врачу душ и телес откройте. А церковь Христова, имея себе порученную власть вязать и решить, уверяет вас именем Господним, что ваше покаяние не отвергнуто, но принято будет, яко драгий залог вашего от зла к добру обращения.

Наверх