Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Непостоянство мира

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Непостоянство мира

Суета сyemcmвий, и всяческая суета. Еккл.1:2.

Известно, что наши и об одной вещи умствования весьма бывают между собою несогласны: один так о ней рассуждает, другой инако. Ибо один такое имеет о ней понятие, другой иное: один погрешительное, а другой и пристрастное, а почти все недостаточное. Ибо едва ли есть такая вещь в свете, которую бы мы так совершенно понимали, как ее внутреннее существо и все и малейшие окрестности требуют.

Положив таковую нашего понятия и рассуждения слабость, должны быть тому сообразны наши и склонности, и желания. Один, к тому стремится, другой к иному. В чем поставляет один все свое удовольствие и блаженство, другой то отвергается, и находит в том же свое несчастие. Что одному добро, другому зло кажется. В чем один почитает истину, другой в том же находит один обман и невежество. В таковой наших понятий и желаний разнообразности можно ли что найти твердое и постоянное? Не должно ли состояние наше и дела наши еще большим подвержены быть переменам, нежели земля, воздух и вода, коими управляет сам Зиждитель?

Все мирские веселости с скукою смешаны, все радости слезами растворены. В жизни сей совершенного покоя найти нельзя, ибо человек от Творца, своего создан достойнейшим и высшим, нежели чтоб его видимые сии текущие вещи удовольствовать могли.

И так надлежит мир сей презреть, то есть, жить в мире, а думать, про себя, что он до меня не надлежит, что я надлежу до неба. Трудная вещь сия, Слуш.! Как бо не трудно глаза иметь, а красотою мирскою не прельщатеся, уши иметь, а лестью мирскою не уловляться, сердце иметь, а сладостей мирских не пожелать? Но сию трудность победили бы мы, ежели бы имели кого во образ такого, которой бы все сие точно на себе показал. Но не дала ли нам Божия благость совершенной образец, которому в сем случае последуя может научитеся всякие искушения дерзновенно проходить, всякие противности за ничто почитать? Что бо есть Христос, и что Его самая жизнь, как непресовершенный образец к добродетельному житию, как не чистейшее зерцало, в котором мы усматриваем свои недостатки, усмотревши исправляем, исправивши совершаемся? Христос есть оный путь, по которому следуя, ежели станем жизнь свою провождать, до желанного дойдем отечества. Христова жизнь есть мерило праведное, законное правило, по которыми ежели будем себя исправлять, всяких избежим неправостей. Христова жизнь есть пресвятая, пресовершенная, предобродетельная. Всякое Христово действо есть всему нашему житию полной образец: дела Его праведные наши худые дела да исправят, слова Его преистинные наши лжи и обманы да премнят, богомыслия Его пресвятые, наши худые помыслы, непристойные намерения да изгонят, Его о спасении душ наших подвиги да возбудят нас попещися о своем и ближнего спасении, Его ревностное народа учительство нас внимать Его учению да научит, незлобивое Его сердце нашу злобу да искоренит, Его кроткая душа нас гордых да посрамит, нелихоимные и нехитростные Его нравы наше ненасытство и коварные обхождения да отвратят, Его ко всем снисходительство и приятная беседа нас к друг друга любви да воспалят, Его терпение великодушно все ради Его же сносить нас да склонит, Его смерть и страшная и спасительная нас дерзновенными всякой ради Христа подвиг проходит да сотворит, и никакая смерть нас да не страшит. Нет, Сл.! такого дела, которого бы Христос на Себе не показал, а показавши нам бы его к подражанию не предложил. Вся Христова жизнь есть закон, которому кто своим житием сообразуется, тот истинный Христов Служитель, а кто различествует, тот далеко отходит от пути спасения.

Наверх