Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Наставление других в познании веры и закона
Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением, и учением. 2Тим.4:2.
Известно, что святейшие веры догматы сколько суть высоки, столько и нежны. Высоки, ибо предметом имеют Бога, Его действия непостижимые, вещи превыспрения и небесные. Нежны, ибо сопряжены с совестью. И потому надобно сколько просвещения, столько и осторожности, просвещения, которое не столь трудом приобретается, сколь благодатно вливается от Духа Святого душу непорочную, осторожности, чтобы чьею совесть не обеспокоить, и братию немощную не поколебать в том, что хранить их спокойствие душевное. О, когда бы сия истина Апостольская служила правилом всякому, разум убо кричит, и любы созидает! То есть, разум без любви делает человека токмо гордым, и потому вредным, а любовь к ближнему советует, чтобы остерегатеся и от тех слов и поступок, которые хотя сами чрез себя были и непредосудителены, но для другого немощного, то есть, понятием недостаточного, соблазнительны. Разум убо кричит, а любы созидает.
Потребны при сем тихость и кротость. Надобно уверить всех, что мы не надеемся на себя, но на оружие истины Божия, что мы не ищем славы своей, но славы Божией и покоя церковного, а притом являть искренное сожаление и о самом сопернике, не столько обличая, его в невежестве и упрямстве, сколько относя до общей человеческой слабости. Сие не только может подействовать к открытию истины, но и к самому умягчению сердца спорющего. Сей дух есть Евангельский, таков был кроткий Спаситель наш, о коем Пророк предсказал, что Он не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиях глас Его.
И по тому при таковых важных рассуждениях всемирно надлежит убегать излишнего жара. Служителю Божию не подобает сваритися, но кротку быти.
Он должен приступать ко уверению другого с духом спокойным, и не воспламенятеся вредным на сей случай жаром. Ибо в излишнее движение пришедшая кровь, и от того возмущенная мысль, расстроит прямое понятий расположение, и принудит во изъяснении все ставить не в своем месте, или говорить и непринадлежащее.
Уверяемый из сего, тотчас заключает, что уверяющий не имеет твердости доказательств, которой недостаток дополнить он хочет пустотою жара. Из сего нередко выходит упрямое ошибочного мнения защищение и бесконечные словопрения, которые иногда вреднейшие влекут за собою следствия.
Но где тихость и спокойность духа, тут и мысли яснее и слова порядочнее, и доказательства убедительнее, а потому в таковом тихом источнике скоро и ясно истина лицо свое открывает.
При сем нужно знать, что святый Иоанн Златоуст, толкуя послание к Евреем, беседует, чтоб мы не от учителей токмо поучения ожидали, но и сами бы друг друга взаимно наставляли и исправляли.
Не все, говорит, на учителей возлагайте, не все на наставников. Можете и вы друг друга пользовати, якоже и Апостол, к Солуняном пиша, глаголет: друг друга созидайте, якоже и творите. И паки: ymеmaume друг друга в словесех сих. Сие и вам завещаваем мы ныне, ибо вы, если восхощете, больше, нежели мы, друг друга исправить можете. Вы большее время между собою находитесь, более нас приятелей своих ведаете и друг друга недостатки вам не без известны, и большую к ним имеете и свободность, и любовь, и обычай. Не малой же есть ко учению случай, удобное обхождение и благовременность. Почему способнее, нежели мы, и запретить и умолить вы можете, и не сие токмо, но что я един, а вас много, и можете, колико вас ни есть, быть учителями. Почему молю, не пренебрегайте дарования сего. Всяк жену имеет, друга имеет, раба имеет, соседа имеет, сему пусть запретит, сего пусть исправит. Ибо как небезчестно, что мы для пищи учреждения делаем и пиры, и день назначиваем ко взаимному всех собранию, в научение же добродетели не делаем сего? Поистинне молю, никто да не пренебрегает сего, мзду бо приимет от Бога многую.