Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Наказание грешных

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Наказание грешных

Явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно, и благочестно поживем в нынешнем веце. Тит.2:11–12.

Самое Божие наказание есть милосердие. Кто врача, к ране нашей острые прилагающего пластыри, почтет своим наказанием, а не паче целителем и благодетелем?

Преступления наказывать, есть вкупе их и исправлять, а наказывать токмо, есть и прешедшего не врачевать и не приобретать будущего. Довольно наказано преступление, когда оно истреблено, а истреблено, когда и преступник исправлен, и другие для будущего времени предостережены. Строгость бывает случаем к ожесточению, а потому и к наглым дерзостям, ибо приводит в уныние и отчаяние. Всяк грешник есть человек, почему и надлежит с ним поступать, яко с человеком, а не яко с животным бессловесным. Если же бы и таковое снисхождение во злоупотребил, сие докажет токмо, что развратность человеческая превосходит всякий способ лечения, но тем не меньше закон человеколюбия есть свят. Да уже таковые остаются ни чем не извинительны, когда и самым действительным снисхождения образом не исправляются. Почему сами на себя привлекают строгость противу воли закона.

Но о Боже праведный! Аще беззакония назриши, кто постоит? Твое есть оное оживляющее нас слово: яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Подлинно закон представляет нам Бога праведнейшим и нелицеприятным судиею, но Евангелие Его же нам проповедует благоутробным отцом, Закон преступникам своим отворяет ад: но Евангелие отверзает кающимся рай. Закон вопиет: проклят всяк, иже не пребудет во всем писанном в книге закона, но благодать с кротостью призывает и говорит: обратитеся, и обращуся к вам. Измыйтеся, и чucmu будите, отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима. И аще будут грехи ваши яко багряное, яко снег убелю, аще же будут, яко червленое, яко волну убелю. О крайнего снисхождения! Сам Бог, неизглаголанным милосердием будучи подвижен, принял на Себя нашу тленную плоть! все естества нашего немощи на Себе понес, пострадал и умер с тем единственно, чтоб грешного человека спасти, падшего восставить, немощного исцелить, беззакониями умершего воскресить. И для того Сам Он Себя уподобляет доброму пастырю, погибшей и на горах заблуждающей овцы ищущему.

Такового милосердия Своего яснейшие оставил нам примеры. Он Давида, неповинно Урию убившего, но покаявшегося, помиловал. Он мытаря, грехами отягченного, оправдал, Он Петра, отвергшегося Его, но обратившегося, не презрел, но горькие принял его слезы. Он Савла, бывшего гонителя Своего, и многих Святых убийцу, но обратившегося не только не осудил, но еще устроил его Своим избранным сосудом, и причел его к Апостольскому лику. Он разбойника, который многих людей неповинно умертвил, разбойника говорю, не отверг, но принял его истинное покаяние, краткими словами изъясненное, и двери царствия ему отверз.

А нам, православные Церкви чада! Попечителеный Божий промысл чрез сии примеры великое подает наставление. Ибо все сие сказали мы не с тем, чтоб падшим ругаться, но чтоб тех, которые стоят, осторожнейшими сделать, не с тем, чтоб раны уязвленным приумножить, но паче, чтоб паче неуязвленных еще, невредными соблюсти, не с тем, чтоб волнующихся погрузить, но чтоб тех, которые благополучно плывут, предохранить. Теперь мы очами своими видим действия правосудия и милосердия Божия: правосудие в наказании грешников, милосердие в призывании их к покаянию. Побоимся убо Божия правосудия, чтоб оное нашими грехами на себя не привлечь. А милосердием Его да утвердим себя, на прежние не возвращаться пороки. Счастлив тот, кто других бедствиями осторожнейшим делается.

 

Наверх