Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Награда добродетели
Доброе творяще да не стужаем си: во время бо свое пожнем не ослабевающее. Гал.6:9.
Умозрителеная истина. Сие есть естественное устроение, чтоб добродетели никогда не остаться без награждения. Скорее быть может солнце без теплоты, нежели чтоб дело благое не было препровождаемо должным воздаянием. Сие удовольствие внутреннее, какое чувствует человек, честность, паче всего наблюдающий, сие спокойствие духа, которого порочные не имеют, и не знают, сия радость сердечная, которая только единым сынам Божиим предоставлена, сей внутрений вопль: Авва Отче, которым они означают свое с Богом усыновление, сие сильное уверение, по которому почитают они себя быть под особливым покровительством Всемогущего, все сие не есть ли довольное награждение и знаменитое прославление праведных Божиих. Их же оправда, сих и прослави.
Да умолчу уже о том, что сие же добродетели естественное воздаяние, и временными наружными выгодами утешать не оставляет промысл Божий: яко-то почтением от людей, награждением чинами и доволеным содержанием, добрых людей мнением и похвалою, бессмертием имени в роды родов.
Прошли века, разрушились твердейшие грады, и действием судеб воспоследовали премногие премногих вещей перемены и превращения, но здание, добродетели воздвиженное, остается непоколебимым. Ни едкость вся разрушающего времени, ни тлетворная стихий сила, ни страсть человеческая благоцветущую добродетели красоту уводить не могут.
Деятельное правило. Но не смотря на сие, Евангелие всегда представляло и представляет нам два различные состояния: праведных и неправедных, добрых людей и худых. Одни из них ревностнейшие последователи святого закона Божия, дpyгие упрямые оного презрители, одни утешаются в объятиях у добродетели, другие подлые страстей своих невольники, одни не думают, чтоб их желание сии видимые вещи совершенно удовольствовать могли, но простирают мысли свои далее, а именно: к блаженной вечности, другие, яко бессловесные животные, думают, что все человеческие радости c сею жизнью окончатеся должны, и надеждою будущих лучших благ себя не утешают.
Добрые люди все свои дела управляют по закону и по разуму: знают они, что последовать склонностям есть то, что чрез краткое время увеселять себя, а поступка, основанная на разуме, всегдащним совести человеческой есть утешением. Но худые люди стремительно несутся туда, куда их влечет собственная страсть, куда манят приятности чувств и соблазны мирские, а чрез то опровергают разума закон, который нам от Бога дан вместо светильника, показывающего путь к благополучию. Добрые люди спокойны: ибо веселятся чистотою совести, которая внутренними обличениями не терзается. Не полную ли радость чувствуют они, когда кто из них воображает себе, что я в таких-то случаях не попустил себе от страстей моих победиму быть, я человеку тому сделал, благодяние, я сего немощного исторгнул из руки сильного? Но худые люди всегда беспокойны: днем они вредными для других заботами и своевольными суетами мучатся, а ночею отходит сон от глаз их, и занимает мысли терзание совести. Добрые люди мыслями своими прилепляются к Богу, и всех своих дел за основание полагают благочестие, они сию жизнь почитают за временное жилище, а непрестанно очи сердца своего возводят к горнему блаженному отечеству. Но худые люди столь мало о благочестии думают, что, кажется, почитают себя рожденных для сей токмо жизни. Добрые люди c прилежанием и усердием упражняются в своем звании, в которое их Бог призвал, но худые люди всегда в гулянии и в роскошах. Добрые люди употребляют свои дарования в пользу других, но худые люди Божия данные им дарования употребляют во зло. Добрые люди искренно сердечны, и для того и врагов своих любят, но худые люди ненавидят добрых, да еще, что удивительно, за самую их доброту. Добрые люди обществу полезны, но худые люди суть вредительнейшею язвою обществу. Добрые люди Богу любезны, и добродетель их не может остатеся без награждения, но худые люди и здесь наказываются, и там на вечное наказание осудятся.