Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Мудрость плотская и духовная

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Мудрость плотская и духовная

Сущии по плоти, плотская мудрствуют, а иже по духу, духовная. Рим.8:5.

Может ли быть что желательнее разумной твари, как украшенной быть премудростью, состоящею в познании спасителеной истины?

Мудрости, которая по рассуждению любомудрцев, не в ином чем поставляется, как в избирании пристойнейших средств, благопоспешно к концу приводящих?

Когда мудрость к чувственным вещам миpa сего столь себя пригвождает, что о прочем всем духовном с презрением не радит, и в самых тайнах спасения не пленяет ум свой в послушание веры, тогда уже она подпадает всей строгости слова Божия, и о ней исполняется тогда, что в пророках писано есть: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу. Почему и непохвальные в Святых книгах заслуживает себе имена, называется бо мудрость человеческая, мирская, земная и плотская, так как напротив премудрость, которая упражняется в делах спасения нашего, называется Божественная, свыше сходящая и духовная.

 Наше спасение в нас, а не вне. Велено нам горняя мудрствовать, мы то делать можем или словом, или делом, a сие обое мудрствование состоит внутрь нас. Мудрствовать же должны и словом, и делом, но горняя, но небесная, но Божия, понеже многие мудрствуют и словом, и делом, но земная, но телесная, и пагубная. Мудрствуют словом те, которые неизвестное, сомнительное, а может быть и ложное что-либо познавши о движении звезд, о перемене воздухов, которые также меря всю землю, считая все звезды, хвастая своим искусством самой естественной перемените порядок превозносятся безрассудно пред другими, и себя за ближайших к Богу почитают, что свою славу имеют наполненную теми надменными знаниями, Божией премудрости и благочестия ни мало не будучи причастными. Они мудрствуют, но земная, а не горняя, и не возносятся умом от земли на небо со Христом. Мудрствуют же и делом те, которые к миpy так прилепились, что от сладостей его ни обещаниями райскими, ни угрозами геенскими отвлечены быть не могут. Не мудрствуют ли земная те, которые так живут на земли, что не имеют досугов подумать о небеси, или думают никогда не растаться от земли? Такой есть род сластолюбцев и честолюбцев, которые, имя всегда непристойными мыслями занятую душу, тяжко обременились ими, и как бы некоторыми железными веригами связаны, не могут главы вознести до неба. Кратко: все те земная мудрствуют, а не горняя, которые, с Павлом говорю, своих прибытков ищут, а не того, что есть Христа Иисуса, то есть, не пекутся о Его славе, которая состоит в том, ежели Ему угодим, и Церкви, приобретением других, приращение сделаем. Не мудрствуйте земная, вы, которых высокопарный орел Христос, как птенцов, хочет вознести на небеса. Вам с землею некогда раставаться надобно, и в руки Живого Бога впасть, Которой воздаст кому-ждо по делом его. Вас сия земная и греховная служба ничем не наградит, разве бесконечным скрежетом зубов. Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет.

Плотская мудрость во многих упражняется умствованиях неполезных, и в некоторые входит тонкости, которые настоящую истину только что потемнять обыкли. Но премудрость духовная делами, а не словами философствует. Она тогда почитает, что наитруднеший решила вопрос, когда успокоит совести нашей смущение, и покажет дорогу, из лабиринта страстей нас выводящую. Плотская мудрость твердого не имеет основания, и на подобие трости, ветром движимой, колеблется. Но духовная премудрость есть тверда и несумнителена, и бывает закреплена внутренним свидетельством совести, Духом Святым оправданныя, ибо она пишется не чернилом, но Духом Бога живого. Не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных. Плотская мудрость высокомерна и велеречива, но премудрость духовная смиренна и проста. Плотская мудрость имеет уста, но и духовная свои уста имеет, та высокомерием гремящие, а сия кротчайшим глаголом Иисусовым истину проповедающая. Плотская мудрость бывает надменна и презрительна, и сей ее знак весьма необманчивой. Но духовная премудрость кротка и человеколюбива. Плотская мудрость малодушна и лицемерна. Но такое ли действие премудрость духовная имела в своих Христианах? Лицемерили ли они, когда приводимы были пред тиранов ? Малодушествовали ли, когда показываемы им были острейшие мечи, распаленные огни, разженные сковороды, клокочущие оловом котлы, самых лютейших зверей зубы, и прочие мучительные орудия, какие токмо лютость человеческая выдумать может? Убоялись ли они, чтоб умолчать истину, которая глубоко на сердце их напечатана была? Они единодушно до небес возносили сей глас: Аще праведно есть пред Богом, вас послушаши naчe, нежели Бога, судите, а нам приобретение. Таковое усмотря между плотскою и духовною мудростью различие, уже без сумнения заключить можем. Во-первых, сколь одна человеку полезна и потребна, сколь же напротив другая суетна и вредна. Что бо пользует человеку, ежели будет прилежной натуры испытатель, искуснейший наблюдатель течений небесных, и высоковитийствующий словесник, но со всем тем не почерпнет живой воды Богопознания из источников Израилевых, и не будет знать тех таин, которые показывают путь к вечному счастью? Тогда окаяннейший таковой всех человек, и вся мудрость его поглощена будет. С его-то бо ради, как не познал мир натуральною премудростью Бога, прогневавшись Бог, благоизволил буйством nponoведи спасти верующих. Второе, сколь мы блаженны, что нам верующим во Иисуса Христа, сия Божественная мудрость всегда в Евангелии благовествуется, и оную дражайший наш Учитель нам дать обещает: Аз дам вам уста и премудрость! Приступите убо к Нему и npocвemumecя, и лица ваша не постыдятся.


Наверх