Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Мир
Mup Божий да водворяется в сердцах ваших. Колос.3:15.
Мир вам! О слово сладчайшее! О слово любезнейшее! О дражайший союз рода человеческого, и основание благополучия его! Без него никакое добро ни быть, ни утвердитеся не может. Где мира нет, там всего доброго и помешательство. И для того-то Церковь при всех своих молениях и действиях за необходимо нужный почитает.
Во-первых же означает мир сей, когда один с другим живет любовно: и таковое любовное между людьми обхождение называется дружба. Друг называется как бы другой я, и друзья почитаются две души, в едином теле живущие. И о таких-то друзьях Христос сказал: несть больше любви, разве кто душу свою положит за други своя.
Второе, мир означает любовное сожитие между сродными, на примере: между мужем и женою. Как нет ничего сего союза святее и нужнее к благополучию человеческому; так потому сильнейшим образом обязывает супругов хранить между собою согласие и верность. От сего зависит благоразумное дому управление, честное детей воспитание, порядочное домочадцев содержание, ко облегчению нужд житейских наибольшее утешение. А без сего все развращается, и колеблются основания благословенного обиталища.
Третьи, когда жители какого-нибудь одного места, веси или града, или целые под одним управлением состоящие области, живут между собою мирно, и сей мир называется мирное сожительство и покой общий. Мир сей состоит в том наипаче, чтоб пользу общую наблюдать как собственную свою. Где такового мира нет, там богатые села приходят в скудость, там купечества разоряются, там лучшие города упадают, да и целые государства разрушаются, где же есть согласие и мир, там все процветает.
Четвертое, мир есть нужнейший и драгоценнейший, которой сказанных нами миров может почесться источником и основанием. Сей мир, есть мир совести, когда она не имеет в чем себя зазирать, когда сама собою не довольна, когда страсти усмирены и не воюют.
Апостол сие чувствие называет миром Божиим, превосходящим всяко ум. Миром, ибо таковой человек спокоен и радостен. Миром Божиим, ибо никакие мирские выгоды и увеселения такового спокойствия духу доставить не могут, а только един Бог. Миром превосходящим всяк ум, ибо человек сладость сего Божественного мира может в сердце чувствовать, но в разуме своем совершенно объять, кольми паче словом изъяснить не может.
Сего-то мира испрашивает у Бога Давид: сердце чucmo созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Когда кто сие стяжал внутреннее сокровище, всегда он благодушен и радостен. В счастии не надымается, несчастием не ослабевает, смерти не боится; ибо с Богом примирен; суда Его ожидает без страха; ибо чувствует в себе благоволение Бoжиe. Таковое сладчайшее души состояние есть единого свойства и существа с райскими небесными утехами, ибо оных есть началом и предвкушением. И потому-то Павел мир сей называет миром превосходящим всяк ум, то есть, что сколько бы об нем ни говорить, никто его мысленно понять не может, разве кто сам в себе его ощущает и чувствует.
Сего-то мира, всем усердно желая, охотно и радостно восклицаю: мир вам, мир вам! Мир родителям с чады и домочадцы; мир супругам; мир властелинам и подчиненным; мир старцам и младенцам; мир мужескому полу и женскому; мир всякому возрасту, чину и состоянию. Да соединимся друг со другом священным мира союзом, возненавидим всякое несогласие, раздор и ненависти, яко не от Бога, но от врага рода человеческого происходящая. Сохраним между собою любезный мир, да возможем святое возношение в мир к приносити. И Бог мира будет с нами.