Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Милосердие

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Милосердие

Будите милосерди, яко же и Отец ваш милосерд есть. Лк.6:36.

Хотя б нам святое Евангелие и не напоминало о милосердии, то довольно возбудили бы нас о добродетели сей нищие своими воплями, увечные воздыханиями, больные стенанием, вдовицы слезами, обиженные своими жалобами. Ибо не знаю, по каким недоведомым Божиим судьбам происходит, что человеки, будучи все равно от Бога созданы, равно почтены человечества правом, общий имея предоставленный себе блаженства конец, но не равный получили в жизни сей жребий: да когда бы не равный токмо, а, впрочем, свободный и довольный, но напротив бедный и несчастливый. Один алчет, другой пресыщается, тот в пространнейших опочивает палатах, сей не имеет, где главы приклонить, один величается благородства титлами, другой стонет под тяжким рабства игом. У сих, по словам Давидовым, хранилища исполнена, овцы многоплодны, волове толсти, несть падения оплоту их, ниже вопля в стогнах их. А те ждут соскорбящих, да нет, ищут утешающих, но не обретают. Однако какая бы ни была причина сего скучного состояний неравенства, должни мы силнии немощи немощных носити.

Милосердия дело есть в недостатках вспомоществовать другим. Алчный требует пищи, нагий одяния, больный утешения, обиженный защищения, заступления беспомощный, наставления неразумный. Так вот вам богатые и силеные миpa сего изобильная предлежит жатва! Так напрасно жалуешься и ты, который говорит: не имам, где собрати плодов моих. Бедных праздные утробы суть безопасные богатых житницы, требующих нужды есть самая лучшая сильных ловитва. Не то заслуживает похвалу, чтоб богатство собрать, но чтоб знать, как его употребить.

Христос рождается в душах милостивых, ибо Он, по Апостольскому слову, обнищал, богат сый. Милость свела Его с неба, милость одела Его нашею бренною плотью, милость в яслх Его положила, милость заставила Его претерпевать глад и жажду и не иметь, где главы приклонить, милость на крест Его вознесла, милость кровь Его пролила, милость и во гроб Его положила. Милость не к самому себе, но к нам: да все богатство благодати Своея излиет на нас, и бедных, и нищих о, и недостойных, и противников Своих.

Когда столь сильно действует в Нем милость, то по тому душа милостивая есть Ему подобна, и сродна, и любезна. Не может Он возгнушаться такового обиталища.

Но положим, что мы в своем изобилии будем во век неподвижны, однако со всем тем богатства своего единым себе присвоять не можем. Мы не полновластные имений владетели, но токмо строители и экономы, а един Бог есть полный господин всех вещей, следовательно, не можем их употребить, разве по воле господина их. Иначе будем хищники, чужое себе присвояющие. И потому бедные имеют право против немилосердых вопить: дайте наше нам, дайте нам часть, которую милосердый Создатель наш для нас определил, а вам вручил, дабы вы оную сохранили для нас, почто наше присвояете себе? Почто во нашем несчастии веселитеся? Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник.

Зри и страшись, немилосердая душа! Может ли в тебе вселиться толико милосердый Бог? Ведает Он, что ты бедного презираешть, яко тварь презренную, и никак на тебя непохожую. Смотри же, каковую Он изобретает богомудрую хитрость к уловлению тебя. Бедных и нищих творит себя братом, еже сотвористе единому от сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Дабы ты к подаянию и снабдению бедного хотя тем подвигся, что подаешь уже не презираемому тобою нищему, но брату Его, самому Христу.

А при том, чтоб не ожесточилось сердце твое, что ты, подавая тратишь свое имение, берет на Себя сей долг, чтоб за них заплатить сторицею во время свое. Даяй бо нищему, говорит слово Божие, взаим дает о Богу.

Расточает тленная, а восприемлет нетленная, расточает земная, a восприемлет небесная, расточает малая, а восприемлет неисчетная, дает нищему, а восприемлет Христос. О чудное милостыни действие! Христа под рубищами крыемого находит, и тварь всю содержащего благодтельствует.

И так самый подлый порок есть тех, которые собиранию богатства никакого не полагают конца, и честного тому употребления не знают, денно и нощно думают об умножении прибытков, каким бы то ни было образом, но не ведают сами, кому собирают, не пленяя щедротою сердец, в чем состоит истинное некрадомое человеческое богатство. Другие употребляют деньги на строение домов, на уборы, на вины, на банкеты, на собак, и на прочие забавы. Ах! Сколько роскоши! Не говорю уже о том, что отсюду раждается праздность, от праздности леность, от лености расслабление, от расслабления нерадение о должности, о добродетели, о благочестии, а оттуду выходит страшное оное чудовище, называемое Епикурств,: не говоря о сем, таким-то образом снедается имения часть бедным должная. Но сего-де, требует благопристойность. Да разве снабжать убогих есть не благопристойно? О, когда бы всяк содержал себя внутрь границ благопристойности, и не преступал бы сих священных пределов, тогда бы и веселие наше было благословенное, и не страдала бы столько другая человечества часть!

Наверх