Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Любовь к ближнему
Возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе. Мф.22:39.
Любовь к Богу и любовь к ближнему так между собою союзны, что одно без другого быть не может. Любит ли кто Бога, так может ли ненавидеть ближнего? Может ли о его добре так как о своем не постараться? – Ежели мы Бога любим, так мы ближнего добру позавидуем ли? Да знаем, что то от Бога дано, а когда так, то, завидуя ближнего добру, гневаемся на Того, Которой то дал. Только истинная любовь благодарить Бога о данном моему брату добре, и радуется как о своем, и просит Бога как о своем, чтоб то добро в славу имени Божьего, и в пользу ближнего употреблено было. Ежели мы любим Бога, то похочем ли других обиды, богатств? Досадим ли кому, откажем ли что, не примем ли что, станем ли в том деле лениться, которое Богу угодно, ближнему полезно? Никак. А это для того, что Божия любовь, ежели только в наши сердца вселится, есть на подобие огня, которой иную вещь, как хворост, сожигает, иную, как воду, отвергает, другую, как камень, дробит. А принимает что? Злато, и чистейшим делает, дрова, и не погашает, к тому же имеет силу скородвижущуюся, которая человека делает подвижным, на всякое дело способным.
Любы, по изъяснению Апостола Павла долготерпит, ибо она ведает удобопреклонную перемену человеческих, склонностей. Лю6ы не завидит, ибо почитает она другого счастье своим. Любы не превозносится, ибо она хочет человеку быть человеком, а не зверем. Любы не бесчинствует, ибо она благорассудительна. Любы не ищет своих си, ибо она почитает что приобрела свое, когда сохранила другого. Любы не раздражается, ибо она великодушна. Любы не мыслит зла, ибо она искренна. Любы не радуется о неправде, ибо она благотворительна. Радуется же о ucmине, ибо она просвещена. Любы вся покрывает, ибо знает она человеческого существа немощь. Любы всему веpy емлет, ибо лукавством и хитростью она мерзит. Любы вся уповает, ибо она благонамеренна. Любы вся терпит, ибо она и врагу своему доброжелательствует. Любы николи же отпадaem, ибо сам Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем, пребывает.
Из плодов познается благодать. Плод духовный есть любовь: любви тамо нет, где один от другого злобою снедается, пожирается от зависти, где ссоры, где не угождения другому, а угождение только себе. Что? Ежели мы свои разберем нравы, которые совсем повреждены то от злобы, то от безумия. Мы не приобыкли терпеть и малой досады. На примере, ежели кто обидит нас словом, то тщимся усугубить напротив. Так, где тут любовь? Любовь долготерпит, а стерпевши и самого того смирим, которой досаждает нам, а наипаче, что мы называемся кроткого и смиренного сердцем Учителя ученики. Как вдруг тебя совсем гнев восхитит, то удержи хотя ум, удержавши рассуди, что стерпет добро, отмщевать худо, а наипаче, что сим твоя с ним разорвется любовь, и чрез то недостоин будешь и присутствия благодати, и потеряешь Христианское знамя. Мы еще очень часто чрез нездравые споры рассекаем любовь, и теряем Духа благодать.
Покажи убо к Богу всю веру и любовь твою не языком только, но умом и сердцем. Предай себя богомыслию, возлетай душею на небо, мысли очисти, рассуждения управь, молитвами к Богу восходи, к престолу Его припадай, и проси благодати во благовременную помощь. Покажи таким же образом и ближнему любовь твою, разреши всякий союз неправды, разруши обдолжения насильных писаний, удержи руки от биения и язык от глаголов роптаний, введи нищие и бескровные в дом твой, нага одей, и от свойственных племене твоего не презри. В противном случае, если ты прилеплен к земным, и не возводише ума твоего в горняя, ежели с ближним своим враждуешь, злишься, ненавиствуешь, лестишь, клевещешь. Ежели не показываешь себя всем любовна, доброжелательна, истино-дружна, то ниже, аще слячeшu яко серп выю твою, говорит Бог чрез Исаию, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречеши пост Мне приятен.
Не тот любит себя, кто только ищет пользы своей; но тот прямо себя любит, кто любит всех, и свято наблюдает пользу всех, как собственную свою.