Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Любопытство

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Любопытство

Кто разуме ум Господень?   Или кто советник Ему бысть? Рим.11:34.

Удивляться надобно гордому человеческого ума любопытству. Он все исследовать и все понять и самые тайны Божия стремится, хотя многих под ногами лежащих вещей не понимает: и сам человек есть земля и пепел.

Если же того не понимаем совершенно, что чувствам нашим подлежит, что в том же находится союз, в коем и сами мы, то что уже надобно сказать о предметах веры, каковы суть, велики! Бог, судьбы Его, наше упование, до вечности простирающееся? Хотя Бог везде есть и вся исполняет, но совсем тем, по Псаломнику, Он тьму положи закров свой, то есть, священною завесою закрыты вся дела Его. Подлинно написано и то, что в солнце положил Он селение Свое, но и самый сей свет, в коем обитает несозданное светило, и самый сей свет Павел называет светом неприступным. Действия Божия суть высшего порядка, чтоб он или чувств осязанию, или проницательности понятия подлежать могли. Ежели Ангели закрывают пред Ним лица своя, поражаеми блистанием от престола Его исшекающим, то не должен ли слабый смертный во ужасе возопить: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его, и неисследовани путие Его кто разуме ум Господен, и кто советник Ему бысть.

Видим мы превращения городов, государств и народов, падение первого человека, и в нем осуждение рода человеческого, мучительное и наглое зла в мире действие, благопоспешество развратных людей, а презрение, а иногда и страдательное состояние мужей добродетельных, и прочие подобные.

Что мы при усматривании таковых случаев должны делать? Во-первых, не быть излишно любопытными. Высших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй. Аще едва разумеваем яже на земли и яже об руках обретаем с трудом, а яже на небесех, кто исследи? Волю же Твою, Боже, кто позна? Ибо таковое любопытство происходит от гордости и от забвения своей слабости, и может привести в заблуждение, в презрение вещей священных, следовательно, к потерянию первые нашея утехи, то есть спокойствия душевного, которого источник есть смиренное себя промыслу Божию препоручение.

Как-то в нынешние времена и самым делом открывается не мало таких любопытством подстрекаемых людей, которые отваживаются дерзностною рукою открывать вещи, судьбами Божиими покрытые, и которые благоговейным молчанием почитаемы быть должны.

Второе уверить себя, что все таковые приключения основаны на премудрости и правосудии. И по тому, когда бы дух твой стал смущаться их необыкновенностью, познай свою немощь, и поклонись Всемогущему со страхом и трепетом, говоря: Праведен ecu Господи, и прави суды Твои.

Все cиe рассудив, ограничим любопытство свое, дадим славу Богу, повинемся воли Его, послушаем установлений Церкве, духовно нас родившая. Да последуем стопам благочестивых предков своих: сохраним покой общий, покой совести, да проходим путь Господен со всяким смирением. Если что здесь нам, обремененным тягостью плоти и непонятно, по крайней мере имеем упование то ясно понять, когда сподобимся узреть Бога лицом к лицу в сиянии света невечернего.


Наверх