Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Лицезрение Божие

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Лицезрение Божие

Видим ныне яко зерцалом в гадании тогда же лицом к лицу.1Кор.13:12.

Обыкновенно учители церковные блаженство небесное поставляют в лицезрении Божии. Но cиe выражение не может еще поразить наш дух, доколе не уразумеем прямую силу его. Ибо по простому понятию, какое бы было cиe величайшее блаженство, чтоб токмо взирать вечно на лице Божие? Впрочем известно, что Бог, яко дух, лица телесного, какое есть в человеке, не имеет. Так какое же бы было cиe лице Божие? И какое бы в зрении лица Божия состояло блаженство? Лице Божие есть то, почему мы узнаем Бога, каков Он сам в себе есть, и можем Его отличить всегда от всех тварей.

И как мы здесь познаем Бога несовершенно, то тем более раздражается благочестивая душа, зельным распаляяся желанием, чтоб Бога познать совершенно. От сего-то происходят оные праведных воздыхания и вопли. Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Когда, когда прииду и явлюся лицу Божию? От сего-то презельного желания им и самое жизни продолжение скучным и тягостным кажется. Увы мне, вопиет Пророк, яко пришельствие мое продолжися! Ибо совершенное Бога познание предоставлено небесам. Там праведные ясно и всегда видят лицо Божие, зрят на Него лицом к лицу. Ибо познают Его совершенно, познают Его, по Апостольскому слову, так, как Он сам в Себе есть. Познают бесконечное существо Его, беспредельные свойства Его, величество премудрости, правды и благости, и неизреченную Его красоту. В сем-то состоит лицезрение Божие, то есть в совершенном Бога познании.

Но при сем нашем рассуждении пришло мне на память оное неудобь вразумителеное для нас слово, которое сказал Бог Моисею, что нельзя-де человеку видеть лица Моего, чтоб он от того не умер. Не бo узрит человек лице Мое, и жив будет. Возможно ли, чтоб умирал человек от лицезрения Божия, в чем состоит истинный человеческий живот? Дa пускай бы я умер, говорил Августин, только бы видел Тебя, Господи. Почему оные слова значат только, что человек в жизни сей, пока еще бременем тела отягощен, пока с страстями борется, пока раб есть греха, не может вместить вечного спокойства, и быть в состоянии, удаленном от всякого несовершенства. Того ради из всего сказанного нами заключить надобно. Первое, чтоб о снискании помянутого сокровища помышляли мы единственно, не так, аки бы уже о других вещах мирских стараться нам нельзя было, но чтоб и самые здешние попечения, некоторым образом, к получению оного сокровища руководствовали. Второе, чтоб заблаговременно начинали усмирять силу страстей. Ибо как будущее блаженство здесь начинается, а совершается оно на небеси: так надобно ж здесь начать и страсти усмирять.

Но почему же лицезрение Божие, паки вопросит кто, составляет несказанное блаженство человеческое?  Представте себе блаженную праведных участь, что они, зря Бога, видят в Нем, яко в зерцале, и весь мир, все твари, весь их союз, все их свойства, силы и действия. Быв на земли, не могли они узнавать и самой земли, хотя она есть малый шарик во всем мире. Да что, говорю, земли? ниже того, что было под ногами их, а совершенно не познавали ничего. Но с лицезрением Божиим все cиe великое знание вместится в мысли их: станут совершенно просвщенными, совершенно премудрыми, философами, все беспогрешительно знающими, В жизни сей беспокоят нас невежество, незнание многих и нужных вещей, недоумения, сумнения, предубждения и мудрования различные. Но все сие беспокойство прейдет на небесах. Мысль блаженных будет светла, яко солнце. Не будет в ней никакой ни темноты, ни мрака; о всякой вещи будет понятие точное, о всяком деле будет рассуждение справедливое, ибо взирая всегда на лице Божие, будут видеть в Нем всякую истину, и свет Его лицезрения не допустит приблизиться какому-либо мраку и неведению.

 

Блаженных на небеси мысль есть совершенно просвещенна, и никакова неведения участна быть не может, а по тому их и сердце чисто, Страсти и пороки все навсегда от него удалены. В таковой сердца чистоте что может быте иное, разве мир, тишина, спокойствие, радость, веселие и источник блаженства. Вот жребий праведных! Вот в чем состоит лицезрение Божие, и каковым образом оно праведника творит блаженным!

Наверх