Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Лицемерие
Блюдитеся от кваса Фарисейска, еже есть лицемерие. Лк.12:1.
Что есть лицемер? По слову Христову, лицемер есть гроб повапленный или покрашенный, который снаружи имеет вид нехудой, а внутри полон костей мертвых и всякой нечистоты. Лицемер есть, который оцеждает комары, а вельблюды пожирает, то есть, малые грехи уважает, а великие ставит заничто. Лицемер есть, который собственный прибыток почитает выше закона совести, лицемер есть, который иное содержит в сердце, иное на язык, который имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер есть, которого един состав надвое разодран, который сам себе собою несогласен, лицемер есть в человечестве урод, который вид имеет человеческий, а мысли бесовские.
Он закрывает от нас истину, или паче ложе представляет, яко истину, обман, яко мудрость, хитрость, яко благоразумие, обиду другому, яко дело правосудное, развратность, яко похвальную благопристойность, а чрез то мешает небо с землею, и все дела человеческие наполняет мраком и превращаением.
И как молитве или истинному, богопочитанию крайне противно есть лицемеpиe. Для того Евангелие предостерегает, чтоб мы лицемерием опорочены не были; и для того говорит: не будите, якоже лицемери. Ибо если кто другому прощает обиду только словами, а в сердце на него злобится, тот не друг, но лицемер. Если кто воздержится от некоторых пищей, а страстям дает волю, тот есть не постник, а суеверный лицемер. Если кто о бедных словами сожалеет, а душу имеет богатством и скупостью плененную, тот не снабдитель милостивый, но жестокий лицемер. И так, ежели яд лицемерия к помянутым добродетелям будет примешен, повреждаются и пропадают, следовательно и воздаваемое нами Богу служение будет недействительно и бесплодно.
Когда Евангелие не похваляет долгих молитв, не для того, аки бы он сами чрез себя были порочны; не буди то! Но когда употребляются лицемерно, и когда кто думает, что он уже тем Бога много одолжил, что несколько прочел молитв, хотя бы при том внутрь себя не чувствовал ни единого сокрушенного удара.
Вещь сожаления достойна, что лицемеры не в домах только кроются, не в судебных только находятся местах, волочатся не по улицам только и торгами, но дерзают входить и в храмы священные, отворяют себе непреподобными руками двери и в божественный алтарь, сия мерзость запустения стоит иногда на месте свят. Лицемеры и святейший закон употребляют орудием к своим скверным прибыткам, и то, что есть средством ко спасению, обращают себе в погибель. Не можно лучше их описать, как уже они описаны от предвечной Мудрости в священном Евангелии. Таковые лицемеры занимают, говорит Спаситель, учительские места, и строго нападают на малые бедных людей слабости, а сами питаются неправдою, и пиют, яко воду, беззаконие. Они обременяют простой народ заповедями, вымышленными от людей, и за преступление оных не умилостивляются, разве подаяниями. Они одежду свою расширяют, надеясь чрез то получить от простых важное о себе мнение. Они любят занимать везде первые места, и присвоять себе титлы гордые. Они долго молятся, но таковые их лицемерные молитвы съедают целые бедных вдовиц домы и пожирают последнее их имущество. Они одесятствуют мятву и копр и кумин, то есть, при всяком случае показывают о себе, что они ревностные хранители и малейших закона обрядов, но между тем нет в них ни следа правды и милости и веры. Много бы надобно было времени, чтоб их нравы совершенно описать, скажем еще только, что таковые лицемеры когда постятся, наводят морщины на лице свое и оное не умывают, показывают, что они изнемогли от поста, и едва могут ходить, а все то делают, чтобы другие почитали их за святых, а чрез то б к имению их двери отворить.
О змии, порождения ехиднова! Како убежите от суда огня геенского? О ненавистные закона предатели и веры торжники! Прельщая простых людей сердца, думаете ли скрыться от оного, Который испытует сердца и утробы? Лицемерия пред очами человеческими, думаете ли, что возможете обмануть и всевидящее оное Око? Вы бесчестите святые алтари: вами в поругание приходит божественная вера: вы вредный подаете соблазн неутвержденным душам, которыя, приметя в вас обман, и тому не верят, чему верить неотменно надобно, вы бесчестие наводите и на тех Церкве служителей, которые святое звание свое хранят в чистой совести.
Тот напрасно льстит себя, чтоб услышан был от Бога, которой думает обмануть испытующего сердца и утробы. Тем языком, которым ближнего своего смертоносно уязвляем, хвалить Бога, есть бесстыдно поносить Его.