Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Кротость

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Кротость

Кротость ваша разумна да будет всем человеком. Флп.4:5.

Чего, не сильна произвести сия добродетель? Да не дивимся, яко Адаму, в неповинности бывшему, звери повиновалися, и пред ним кротки были. Мню, яко ныне дикие звери жестокостью нравов наших рассвирепели, человеколюбие же и добродетель может свирепство и ярость в кротость и тихость претворити.

К убеждению в сем в Иоанновых поучениях есть для нас нечто сладчайшее и чувствительнейшее, а именно, что он был к грешникам кроток и снисходителен, не так, аки бы он потакал человеческим страстям или бы порок оставлял без обличения, нет, но что мучимого и терзающегося совестью грешника подкреплял Божиим милосердием, и оное столь живо мог падшему представлять, что, извлекши его из бедствия отчаяния, в прежнее возвращал благосостояние. И по тому от всея Церкви, по справедливости, прозван был покаяния проповедником. Таков он был ко грешникам кающимся, и скоро по падении свое злоключение признающим. Но в которых он такового раскаяния не усматривал, а напротив, коих видел в опасном греха бедствии спокойных, к тем слово его было острое и обличительное, на подобие пластыря едкого, но исцеляющего. И по тому он сам говаривал, что мои раны здравие приносят.

Впрочем, все мы о людях должны рассуждать, яко о людях, а не яко о Ангелах. Все мы немощны, все бываем великим или малым страстей игралищем, и человек, при всей своей осторожности, по примечанию Писания Святого, седмижды на день падает. И по тому немощей человеческих не может человеколюбный Судия оставить без уважения. Без рассмотрения всех окрестностей один слух есть слабое обвинение. Мы великий тому видим в слове Божием примере. О Содомлянах развратнейших сам Бог говорит: Сошед узрю, аще по воплю грехов их, грядущему ко Мне, совершаются, аще же ни, да разумею. Сердцеведец слуху не внемлет, но хощет и Своими созерцать очами, a сие есть правилом для нас, да рассматриваем все обстоятельно и очезрительно, да входим в намерение согрешившего, в слабости его, в раскаяние, в надежду исправления. Наказание за прегрешение всуе употребляется, где чрез то не предвидится польза ни согрешившего, ни общества. А только извинительно тогда, когда оное или преступнику может подать случай ко исправлению, или когда отменою наказания обществу может причинен быть вред или соблазн. Наказание не должно в себе заключать отмщения, ибо оно относится не столько к преступлениям, уже прешедшим, и потому невозвратимым, сколько к предосторожности будущих. И для того внимание обратить надлежит паче ко исправлению духа, ибо чрез то не токмо преступление заграждается, но истребляется и самая его вина.

Наверх