Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Крест

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Крест

Mне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миpy. Гал.6:14.

Умозрительная истина – Когда Сын Божий явился на земли, и когда Его неповинности, беспримерные добродетели и обличительной свободности развратный мир снести не мог, и, осудив сие святейшее Лице на поносную смерть, пригвоздил ко кресту, тогда уже крест принял новое знаменование. А что? Стал он жертвенник, ибо на нем принесена великая жертва избавления нашего, стал Божественный алтарь, ибо окропился он бесценною кровию Агнца непорочного, стал престол, ибо на нем опочил от всех дел своих великий Посланник, Божий, стал пресветлое знамя Господа сил, ибо воззрят нань, Его же прободоша. И сии проводшии не по иному чему Его узнают, как что увидят сие знамение Сына человеческого.

В сем-то значении мы с почтением взирать должны не только на оное самое древо, которое прикосновением пречистого телеси освятися, но и на всякое другое, тот вид нам представляющее, не привязывая нашего почтения к веществу древа, или злата и сребра, но относя оное к самому Спасителю, на нем спасение наше совершившему.

И сей крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя - наше успокоение, Его подвиги - наша награда, Его пот - наше облегчение, Его слезы - наше очищение, Его раны - наше исцеление, Его страдание - наше утшение, Его кровь - наше искупление, Его крест - наш вход в рай,  Его смерть - наш живот.

Однако притом, чтоб вера была действительна, требует Спаситель наш, чтоб мы носили крест свой.

Сей крест двоякий: внутренний и внешний. Внутренний крест есть оное сражение плоти и духа, сражение, которое мы находим в самих себе, когда склонности чувств противятся разуму, когда видим лучшее и похваляем, а худшему следуем; когда и то и другое оставить не хочем, а и то и другое вместе получить не можем. Крест тем тягостнее, что он пронзает сердце наше и отъемлет покой нашея совести. Другой крест есть внешний, которым нас со стороны обременяют, ибо, отрекшись себя и следуя добродетели, надобно на себя поднять целый полк, страстью порабощенных людей. Никто бо не любит противное себе. Твое, Христианин, благочестие вооружает против тебя нечестивого, твоя справедливость не мила мздоимцу, твоя прозорливость досадна хитрому ласкателю, твое воздержание беспокоит роскошного, твоя тщательность в гневе приводит ленивого, твое постоянство мучит человека распустного. Аще от миpa бысте были, говорит Спаситель своим ученикам, мир убо свое любил бы. Но якоже неcmь от мира, но Аз избрах вы, сего ради ненавидить вас мир.

Дятельное правило – Неси убо крест сей великодушно, иди на Голгофу за твоим Подвигоположником, и в терпении твоем полагай спокойствие духа твоего, докажи миpy, что сильнее есть твое терпение, нежели его гонение.

Внутренний крест есть, победить внутрь нас с разумом воюющие страсти, то есть, гнев, зависть, леность, сребролюбие, славолюбие, похоть, невоздержание и прочее; а вместо того укрепить себя терпением, великодушием, кротостью, воздержанием, трудолюбием, молитвою. О сколь трудна сия внутренняя война! Во обыкновенной войне есть известное время, известное место, есть – отдохновение. Когда не можно силою отразить неприятеля, так можно иногда от него бегством спастися. Но здесь нет времени, всегда сопративление предстоит; нет отдохновения, нет места к бегству, ибо плоть и страсти, с нами борющиеся, мы в самих себе носим всегда. И доколе сим телом отягощенные воздыхаем; с поля сражения сойти не можем без опасности или и погибели своей. И за тем-то многие свирепых неприятелей победили, неприступные города взяли, но страстей своих победить не могли. Крест, подлинно, тяжкий, однако когда оной освятил терпением Начальник веры нашея, то уже не можем сказать, чтоб он было неудобоносим. Чем более страстям дасться воли, тем он наглее свирепствуют, но когда добрая душа привыкла находить свое удовольствие в истине и честности, страстей прелести удобно презрить она.

Другой крест внешний, который на нас со стороны возлагаюший. Сей крест есть, чтоб не расслабеть от бедности, от зависти других, от клеветы, ото гонения, от тягости по должности налагаемых дел, а во всем том показать себя мужественным. Благодушное сего креста ношение зависит от того, каким образом кто внутрений несет крест. Ежели кто страстей стремление в руках своих содержит, тот великодушно снесет от милосердого Отца праведно сниспосланную скудость, тот зависть других и клевету или не заслужит, или презрит, тот в гонении духом не поколеблется, тот должности своей леностью и нерадением не постыдит.

Сей твой крест, подвижник Евангелеский! Слава или бесчестие на сражении сем зависит от мужества твоего. Храбрый воин, воюя противу неприятеля, твердо содержит, чтоб или победить, или умереть. Чистая вера, доброе сердце, теплая молитва дадут торжество твоей добродетели, но расслабление, развратная совесть, нерадение и распустность предадут тебя в плен пороку. Тягостен, скажешь ты, крест сей; страшно таковое сражение. Подлинно, нельзя до какой-либо славы дойти без труда и подвига. Но чем большее окажеши мужество, тем славнее победа; чем величайшее употребишь усилие, тем превосходнее награда; чем вящшие преодолееши трудности, тем громогласнейщею возгремить о тебе слава трубою.


Наверх