Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Крещение

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Крещение

Вo дни Ноевы, делаему ковчегу, в немже мал, сиресь, осмь душ спасошася от воды. Его же воображение ныне и нас спасает крещение не плотские отложение скверны, но совести благи вопрошение у Бога, воскресением Иисус Христовым. 1Петр.3:20–21.

Когда крещение есть возрождение, и человек чрез него прераждается, когда оно есть пакибытие, и человек чрез него вновь становится быть, то не для чего удивляться, что человек таковый при всех своих развратного естества склонностях становится добродетельным и святым.

Я не могу объяснить, каким образом сию чудесную перемену в душе человеческой производит Бог, так как не могу сказать, каким образом, при создании миpa, твари стали быть, когда их прежде не было. Cие ведает один премудрый Художник, и несколько понимает внутрь себя святая душа, однако со всем тем верую и исповедую, что в час крещения Дух Святый  сходит на крещаемого, и сила Вышнего его осенив, производит в нем оную чудную перемену.

На какой же конец уставлено крещение, и что подает?

1) Уставил крещение Христос на то, чтоб утвердить веру и засвидетельствовать истину Свою в том, что Он, по обещанию Своему, чрез употребление крещения омывает нас Своею кровию и Духом, то есть дает нам oстaвлeниe всех грехов, свобождает от смерти и диавола, принимает в Свой завет, дарует Духа Святого, освящающего в живот вечный. Сей есть конец и плод святого кpeщeния! Отсюду явствует, для чего крещение не повторяется. Для того, что крещение есть тайна принятия в благодать и в договор Божий, которой всегда кающимся остается действителен. То есть, обыкновенно делается, что ежели договор от одной стороны нарушается, то надобно, чтоб она тое нарушение чем-нибудь исправила, а не чтоб новой делала договор. Почему грехами нашими хотя завет Божий нарушается, но покаянием паки в него принимаемся, еще и для того, что единожды только мы рождаемся; а крещение есть духовное рождение, да ктому же и обрезание не повторялося.

2) Чтоб было засвидетельствованием нашей должности к Богу, или обязательством нас и Церкви к благодарности, то есть к вере и покаянию, к вере – чтоб единого Бога, Отца и Сына и Св. Духа, в Его же имя крестихомся, признавать за истинного Бога, Его единого почитать, призывать, уповать, и благодеяния Христовы верою принимать. К покаянию – чтоб, во всю жизнь наше крещение воспоминающе, от благодарности нам во обновлении жизни ходить. Для чего бо в нашем крещении повелевается, чтоб мы отреклись миpa и всего того, что в мире и отца, и матери, и сродников и самих себе? То есть крестившемуся верному надлежит предпочитать Христа паче всего.

 3) Чтоб означить Христианские во искушениях подвиги, и скорое от них упокоение, то есть, что крещающиеся погружаются во искушения, но скоро из них выходят, понеже мы, хотя погружаемся, но не потопляемся и для того беды называются крещением.

4) Чтоб означить единство веры. Един Господь, едина вера, едино крещение. Единым духом все мы крестихомся.

Род убо суще Божий, постараемся быть подобными нас родившему, и знатное сие наше преимущество никакими пороками не обесчестить. Cие водится и в мире: от знатного родителя рожденный сын всегда в памяти держит высокость своея породы, и тем часто от подлых дел удерживается, опасаясь, чтоб своими пороками не умалить славу своей фамилии. Знатное нечто есть, быть Христианином, так как презренно и бесчестно слыть неверным. Нет нам нужды до внешних, овец, не сущих от двора сего, может призвать един только Христос, нам внимать надобно Церкви Бoжиeй, искупленной кровию Христовою. Обидяй, пишется во Апокалипсисе, да обидит еще, и скверный да осквернится еще и праведный правду да творит еще, и святый да святится еще. Кийждо из вас ближнему да угождает во благое к созиданию, яко же и Христос не Себе угоди. Смотрите, чтоб святая вас связывала любовь: понеже едина принимала нас купель, един действовал Божий Дух, одна всем подавалася Божия благодать, во едино тело крестилися во единого Христа облеклися. Прочь несогласия и раздоры! Да бежит ненависть, любовь Христианскую нарушающая; да известимся о своей совести в том, что нас от любви Христовой ни смерть, ни живот не разлучит. Таким образом хранится крещения печать, не нарушается Божий завет, Христианин, как град на горе поставленный, святиться будет.


Наверх