Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Художество
Кто премудр и художник в вас, да покажет от доброго жития дела своя в кротости и премудрости. Иак.3:13.
Полезны, подлинно науки, но полезны и художества. Науки просвещают мысль, художества не допускают до душевного расслабления. Науки показывают ко всякому добру путь, художества действительно тем пользуются. Науки наставляют, как избирать доброе жития состояние, художества самым делом в том о состоят. Я могу прибавить в похвалу художеств и то, что науки легко употребить можно во зло, и злоупотребленные великий причиняют вред, а художества, не знаю, можно ли употребить во зло, и потому они полезны всегда. Честный художник c кротостью сидит в своем уединении при благословенном деле и тем пользует себя, пользует общество и духом своим премудрого поет Творца.
Святый Кассиан и Палладий, которые прилежно описывали древних Египетских монахов порядок и житие, о трудолюбии их пишут так: иной-де работает, делая землю, иной виноград, иной мед куст, иной neчeт хлебы, иной плотничает, иной красит, иной выделывает кожи, иной плетет кошницы большие и малые, а при том все Святое Писание умеют наизусть. Сие трудолюбие не только не препятствовало, но паче помогало, чтоб и уста их всегда наполнены были хвалами Господними. О чем так пишет блаженный Иероним, великий в добродетели подвижник. Пo собрании-де общем монахов, начинают греметь псалмы, греметь писание. По совершении же молитвы, садятся все и тот, которого они отцем называют, в средине их начинает noyчение, и при сей беседе толикое бывает молчание, что один на другого посмотреть или харкнуть не смеет. Сколь похвально, он говорит, сие доказывает слушателей плачь: катятся тихо по устам слезы, и болезнь свою во внутренности скрывают. Когда же-де начнет он говорить о царстве Христовом и о будущем блаженстве, и о славе грядущей, в то время увидел бы ты, что все они кротко воздыхают, и, вознося к небу очи, в себе говорят: кто даст мне криле, яко голубине и полещу и почию! Вот такое было древних оных блаженных иноков, коих мы последователями называемся, житие и состояние!
А отсюда видим, что если кто монашество восприять желает, должен он к святому сему званию себя определить не с тем, чтоб больше найти себе покоя и прохлады; не с тем, чтоб отдать себя праздности и златое время потерять во сне, в лежании, в суетных разговорах и в других излишествax; не с тем, чтоб других трудами себя питать, и потом трудолюбцев утучнять себя; не с тем – но чтоб преподобные свои руки каким-либо трудом иметь занятые, уши отверзать на слушание полезного учения, уста посвятить на хвалу Господню, язык на исправление ближнего, мысль на познание истины, душу на добродетель, всего себя на жертву Богу.