Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Изъяснение Священного Писания
Испытайте писания, яко вы мните в них имети живот вечный. Ин.5:39.
В сих святых поучениях пребывали Пророки, никакими прещениями не будучи удержаны; подвизались Апостоли, не устрашившись различностью и лютостью смертей; в те божественные богомыслия углубившись, мученики, мучение за легкое вменяли, и ничем к тому не были приведены, чтоб Христов закон не иметь пред своими глазами, чтоб слово спасительное из их истребилось сердец. В сем чтоб день и ночь беспрепятственно пребывать учении, святые мужи, Духом Божиим осненные, уклонялись всенародных сожитий, бегали от градских молв, преселялися в удаленные места, и от мирских забот свободный, чтоб спокойно чрез богомыслия Священного Писания с самим беседовать Богом, рассматривать всю тварь, а от сего приходит в удивление Божие и благости и премудрости, и очищать свой ум как бы некиим преждевременным преселением на небо. А сих до самой смерти непреставающих услаждений причиною есть то, что когда читается в Священном Писании об обещаниях небесных, о животе вечном, о сожитии, имущем быти с Богом; то ум, все то понимая, и на небо возлетая, как бы уже самою вещью ими услаждался. Мечтается ему рай с ликами веселящихся Ангел, в которых содружеств мыслью поставляет себя. Представляет себе неизглаголанную небесных благих красоту и изобилие, которое неким образом вкушает, по оному Давидову и Петрову слову: понеже вкусисте, яко благ Господь. И несправедливо ли все сие, слушатели? Кругом нас обходят, беды: надобно тут иметь крепкий дух; а он в слове Божием сокрывается. Нас сильно пленяют страсти: надобно здесь известное противление; а сия сила находится в читании священных книг. Нам часто сей мир великую наносит скуку: для сего надобна действительная утеха; а она получается от доволеного познания Христанского учения. Так имеем мы Христо-подражательных мужей, которым в сем случае последовать очень праведно. Не престанем убо учиться, пока телесные наши не закроются зеницы, а умным очам представится со славою Xpистос. Покой трудами покупается.
Но где мы ныне сыщем учителей, которые, не говорю, ходили бы по домам, по пустыням, по отдаленным местам, чтобы сделать некоторое наставление, но хотя бы во храмах Божиих, на сем месте, на которое бы, кажется, без того и входить не надлежало: ибо оно на то уставлено? Но где же найдем и таких слушателей? Не говорю так же, чтоб они ходили по пустым и отдаленным местам; но хотя бы, не отлучаясь от домов, и не оставляя работ, разве на несколько часов, да и то тогда, когда бы и без того не работали, ходили в церковь, и слушали бы со вниманием слово Божие чтимое, или толкуемое? Где сыщем мы такие примеры?
Кроме того, какое будет устройство в училище, если ученик будет мешаться в должность учительскую, и учителю будет не послушен? Какое будет устройство в военном чине, если каждый воин, держась собою изобретенных правил, не будет слушаться военачальника? Да и в самых простых художествах, если златарь будет мешаться в художество ткача, или древодел в работу златаря, или земледелец возьмет на себя звание учителя; таковое смешение все расстроит, наполнит все непорядка, смятения и падения. Ежели же во всем мирском, ежели и в простых художествах всяк должен хранить пределы Своего звания: в нем же кто призван есть, говорить слово Божие, в том да Пребывает пред Богом. Кольми паче в делах веры, единого гласа Церковь, единого гласа Законного пастыря держатися всеприлежно подобает.
Здесь идет дело не об управлении мирском, не о счастии временном, не о работе златаря, или ткача, или земледельца; но идет дело о вещах высочайших о Боге, о небеси, о вечности, о вечном счастии нашем; о душе, о спасении ее, о благодати, о внутренних сердца движениях и расположениях. Все cиe есть превосходно, преважно, величественно; божественно, зело нужно. Слово же Божие, где все сии высокие истины заключаются, есть кладезь глубокий, есть бездна многа, есть книга, седемью печатями таинственными запечатленная. Великого потребно благоразумия, просвещения, учения, а притом особенного духа благодати, чтобы сиe таинственное слово можно было безпогрешительно выразуметь, кольми паче других научить. Каждое художество и самое низкое требует несколько лет, чтбы ему совершенно научиться: то одна ли наука истины небесныя столь есть всем удобо-понятна, чтоб она не требовала более как только захотеть и уметь прочитать.
Когда же таковая есть глубина Божия слова, и столь превосходна премудрость, в нем сокровенная; то с какою осторожностью, то с каким науками и житием приуготовлением и самые учители должны ко нему приступать? Нет опаснее ничего для Христианина, как если он сам собою без управления учителей и пастырей пуститься в сие страшное плавание. Нет ничего бедственнее и для Церкви, как если всякая ее овца в деле веры будет следовать собственному своему мудрованию, оставив следовать учению пастырей своих.