Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Излияние сердца пред Господом
Излияйте пред Ним сердца ваша. Пс. 61:9.
Бог с душею, Его любящею, беседует просто, да и в беседе Он нужды не имеет. Ибо говорит не ушам, но сердцу, а по тому и душе любящей Его, дает такой чудный язык, которой ничего не говорит, а Бог глаголы его слышит.
Таков язык был Анны, матери Самуиловой, о которой слово Божие говорит: яко устне ее двизастеся, а глас ее не слышашеся. Что за чуднее cие уст движение? Что за таковая молчащая беседа? Однако Бог так молитву Аннину слышал, что аки бы она прегромогласно к Нему взывала. Тоже видим мы и на Моисее Пророке. Преводя он Израиля из Египта, и взошедшему ему в растворившееся море, увидел Фараона, и всю силу его гонящихся за ними в след их. При сем случае Моисеевы не токмо уста, но и сердце было стесненно. Он никаких слов устнами не произносил, однако послушай, что Бог ему говорит: Моисее! что вопиеши ко Мне? Боже чудотворящий! Moиceй молчит, и Ты глаголеши ему: что вопиеши ко Мне? Конечно, слышал Бог слова Моисеева сердца, которые были громогласнее, нежели слова уст всех человеков.
Пусть не возможно, чтоб внутренняя горячность духа чрез какие наружные знаки себя не оказала; как, например, почти нельзя, чтоб от крепкого сокрушения сердца не потекли слезы, или не открылося бы воздыхание: кроме сего говорю, наружные благочестивого моления знаки много полезнее быть могут к возбуждению других, а наипаче когда молитва отправляется в собрании общем. Однако со всем тем сердце прежде, нежели тело, да преклоняет колена свои, сердце прежде, нежели руки, да возносится к Богу, сердце прежде, нежели очи, да точит слезы, сердце прежде, нежели одежда, да раздирается, сердце прежде, нежели язык, да беседует.
Молиться надобно со вниманием и сердцем больше, нежели языком, чтоб как не было сказано и о нас оное неприятное слово: Сии люди устами и чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене. Всуе же чтут мя. Видели мы, что такую сердечную молитву имел Моисей. Он молчал устнами, ничего не произнося; но в самое сие время Бог ему говорит: Moиcee! Что вопиеши ко Мне? Боже духов! Моисей молчит; но Тебе единому открыт сокровенный вопль человеческого сердца!
Подобные молитвы, но славнейший пример, паки глаголю, Святое Писание показывает нам на Анне, Самуила Пророка матери. Святая жена сия, будучи бесплодна, горькое за то от всех терпела поношение. Чего чтоб избыть, прибегает к тому, который бесплодные разверзает утробы, и делает матерею, о чадех веселящеюся. Прибегает, говорю, Анна в сокрушенном сердце, и в умиленном духе в храме Господене; очи свои утверждает на алтаре, сердце же свое пускает на небо, или выше неба к Богу. Что же по том? Сердцу своему отдает и глас, и язык, чтобы так c Самим беседовать Богом. Вопиет Анна, а гласа не слышно: беседует Анна, а язык не движется. И та глаголаше-де в сердце своем. Устне Аннины, говорит, похваляя Слово Божие, двизастеся, а глас ее не слышащеся. Что это за вопль c молчанием? Что это за молитва с такою чудною тихостью? А это то, что Анна молилась не так языком, как сердцем. Говорит она сама: изливаю пред Господом душу мою. Сердце у нее вопит, который вопль чувствует Анна, а слышит Бог. О сердце! которого жар Анну в такой восторг приводил. О молитва! которая так тесно человека связывает с Богом. Вот живой молитвы пример! Надобно нам стыдом и срамотою пораженным быть, когда подумаем о молитвах своих. Сколько пред собою раскладем мы книг, сколько наговорим слов, сколько лицемерных воздыханий, сколько проворных поклонов, а при всех сих действиях никакого не чувствуем в себе сокрушенного удара! Читаем много молитв, да так как бы бездушное тело, Или как бы на несколько часов заведенный язык. Хочем, чтоб Бог внял на молитву нашу, когда на нее не внимаем сами мы. Ежели какая, сия по истине молитва обращается в грех. И так надобно молиться сердцем больше, нежели языком.