Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Истина

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Истина

Аз на cие родихся, и на cиe приидох в мир, да свидетельствую истину; и всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего. Ин.18:37.

Когда открылась Истина небесная, когда Посланник Божий в виде нашей плоти явился на земли, тогда весь греховный мрак исчез. Пали идоли, постыдилось язычество, скрылось суеверство, вострепетала совесть, повинная греху. Возрадовалась к добродетели склонная душа, узрев прямый спасения путь, нравы преобразились, святыня воцарилась, восторжествовала правда, Дух Святый покрыл всех своих оснением.

Действие истины чрез Апостольскую ревность разогнало ложные и ввело прямые о спасительных вещах понятия.

Mиp думал, что довольно пещись об одной жизни сей; а далее ни о чем размышления своего не простирать. Дух истины научил, что сия жизнь есть путь к будущей, и тогда cия счастлива, когда ко оной вечной руководствует. Мир думал, что счастье состоит в одних увеселениях телесных, и во угодностях чувственных, а Дух истины научил, что прямое удовольствие состоит в непорочной совести, и что оного не нарушают ни слезы, терпением за правду исторгаемые, ни гонения, кои в твердости добродетельного подвига более укрепляют, ни страдания, коими чем более расстраивается тело, тем более обновляется дух. Мир думал, что для богопочтения довольно наблюдать одни наружные обряды, и тем мнил удовлетворить Божеству: Дух истины научал, что угодная Богу жертва есть сердце сокрушенно и смиренно, и что истинное благочестие требует добродетельной жизни. Мир думал, что все подвержено случаю, и что всем преобращают хитрости и происки человеческие: но Дух истины научил, что всем управляет Божий отеческий промысл; и что все тщетно, если Его рука не подкрепляет. Мир думал, что довольно ко оправданию пред Богом своих, так почитаемых добрых дел, Дух истины научил, что все и добрые наши дела недостаточны и с страстями смешанные, что оные тогда действительны, когда им содействует Евангельская благодать. Мир думал, что божеством могут быть вещественные, суетою человеческою изобретенные, чтилища, но Дух истины научил, что Дух есть Бог и иже кланяется Ему, духом истиною достоит кланятися.

Так мир думал. Мы ныне, при понятии духа истины, по осиянии уже нас светом Евангельским, можем ли извинительны быть, если бы в таковых же мнениях были замечены? О какое должно, быть превращение!

 Истина, если она токмо относится до уст, если токмо относится до слов, еще не есть то, что она в себе имеет наилучшего и величайшего. Мало, чтоб она только наружность осиявала. Ея престол есть сердце, сердце, яко источник чувствований, начало склонностей, основание действий. Нельзя, чтоб она обитала на устах, когда ее в сердце нет, так как если и в сердце скрывается одном, но не является на устах, или и является, но c бледностью и робостью, теряет она достоинство свое. Если бы человек сам для себя одного стяжал сию добродетель, подлинно бы была она для него наилучшим украшением. Была бы украшением, но не была бы необходимо нужна и полезна. Дар слова имеем мы не для себя, но и для других. Если бы человек был только в свете один, кому бы он имел нужду изъяснять языком мысли свои? Кого бы он мог осиять светом истины своея? Истина нужна нам и другим, полезна нам и другим. Она есть священный союз, который общество связывает с нами, и нас связывает, c обществом. А как, по примечанию Псаломника, приступит человек, и сердце глубоко, то для счастья рода человеческого потребно, чтоб были мы искренны, чтоб истина предшествовала и последствовала всем действиям нашим. 

Но хитрые действия духа лукавого суть многообразные: иных он связывает язык, чтоб не говорили правды. Ибо, по Евангелию, он есть отец лжи. Прельщает различными образы: говорить-де правду, потерять дружбу; говорить правду - потерять прибыль; говорить правду - других поднять на себя ненависть; говорить правду - надобно иногда самого себя обвинить. Ну! так пусть же сердце твое с устами будет не сходно! береги дружбу, храни прибыль, скрывай винность свою: в сем будет наилучшая духу немому удача. Но какое твое, несчастливый, в том приобретение? Истина есть во устах Божиих. Ты ли ею гнушаешися? Правда престолы утверждает. Ты ли сумнишися ею утвердить счастье твое? Прямое и открытое сердце есть жилище Духа Святого. Почто из оного лжею Его выгонявши? Да исполнятся уста наша хваления Господня; выну, хвала Его да пребудет во устах наших! Ежели и немым нам быть, то полезнее немотою связать язык свой на клеветы, на осуждения, на срамословия, на хулы. Таковая немота духу немому есть противна, а Святому Духу есть приятна и радостна. Да и помнится, мы в крещении отрицалися от духа лжи, когда облекалися в новую ризу святыни и истины.


Наверх