Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Исповедание
Исповедайте убо друг другу согрешения, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете; много бо может молитва праведного nocnешествуема. Иак.5:16.
И, рассудок нам внушает, и слово Божие сильнейшим образом склоняет нас, чтоб мы имели в своих преступлениях раскаяние. Покайтеся, покайтеся. Сие спасительное, внушение никто не опровергает, разве уже совершенно страстями ослепленный и сожженный совестно.
Раскаяние есть усмотрение своего преступления, и сердечное о том сожаление и терзание, с желанием, чтоб предрасположить себя к лучшему, и с боязнью, чтоб как к худому паки не возвратиться. И как отсюду видно, что преступлением усматривает во мне моя мысль, и терзание мое производится в сокровенности сердца моего, и намерение мое к лучшему, и боязнь, чтобы не впасть в прежнее преступление, суть в душе моей, что все подробно видит испытуяй сердца и утробы Бог, то на что же, скажет кто-нибудь, сверх того еще исповедь, то есть, чтоб мне грехи свои открывать, и оные изъяснять пред Церковью или служителям ее?
Для того, душа кающаяся! что ты проходише разные степени покаяния; то признаешь свои грехи, то об них сожаление, то сокрушаешься, воздыхаешь и плачешь, то в исповеди стыд преодолеваешь, то переламываешь привычку, то постом себя изнуряешь, то молитвенный труд сносишь, то от развратных людей, от коих отстаешь, терпишь поношения и презрения. Сии суть различные степени покаяния.
Нет, нет! вопиешь ты, приступая ко исповеданию, когда еще долготерпение Божие моих грехов не обнаружило; тo хотя я пойду к служителю церковному, к пастырю моему, к держащему на руках своих ключи Царствия небесного – пойду к нему, и открою сокровенно мою немощь; покажу ему мои раны; исчислю ему моя грехопадения; искренностью засвидетельствую мое прямое раскаяние; слезами умягчу свое жестокосердие; представлю себя грешником самоосужденным, да наставит он меня к лучшему житию, да ободрит милосердием Божиим, да разрешит сладким Евангельскими гласом, и да вручит мне дражайшую Маргариту тела и крови Господни без осуждения моего. Вот из какового святого начала произошла исповедь, которая и до ныне Церкви Христовой почитается таинственейшим и нужным для Христианина действием!
Что же? наблюдают ли сие Христиане с таковым тщанием, как того требует их существенная польза и спасение? Ежели они святы, и никакого греха не причастны; то, правда, не имеют в том нужды, а одолжены токмо с Ангелами воспевать радостную песнь благодарения и хваления. Но ежели они грешны, как то и самым делом есть, то как пренебрегут сие столь нужное врачевство?
Рана всегда остается опасною, ежели ее или врачу ни открыть, или лечение ее запустить. И в самых житейских наших делах много бы мы погрешали, еже-либо ни в чем ни от кого не принимали ни советов, ни наставлений, а только бы поступали по одним мыслям своим: то кольми паче во управлении души нашея потребен совет и наставление. Исповедь уставлена, чтоб мы открыли совесть свою духовнику, или паче сердцеведцу Богу. Открыв, докажем, что мы во грех не ожесточены; есть в нас надежда исправления: ибо ищем врачевства. Открыв, получим совет, каким образом впредь нам ото того предостерегаться надлежит; открыв, примем наставление, показывающее нам права и действия суда Божия; открыв, удостоимся милостивого разрешения от Того, иже един власть имате па земли отпущати грехи. А чрез сие успокоим дух свой, страстьми и боязнью наказания томимый.