Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Искушение

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Искушение

Искушение вас не достиже, точию человеческое. 1Кор.10:13.

Все в мире сем переменам подвержено. Солнце блистает, и мраком помрачается; земля и древа покрываются приятною зеленью, и потом обнажаются, и остаются аки ограбленные, или умерщвленные. Стихии огненные и водные бывают спокойны; но в другое время возмущаются и свирепствуют. Великолепные грады красотою своею во удивление всех приводят, но потом разрушаются и падают. Словом сказать, все под Солнцем в одном виде всегда не остается, но разным превращениям и переменам подвержено, как то всегдашний опыт сие весом доказывает.

Если же в порядке естества, коим управляет премудрый дому Владыка, таковые случаются перемены и превращения, то уже чего надеяться в том течении дел, коим управляет наше благое произволение?

Мы не так еще в жизни сей утверждены, чтоб не могли всякой час подпасть искушениям, и потерять многими летами собранный плод. Почему Апостол, увещевая нас, говорит: мняйся стояти пусть блюдется, да не падет, не спит в нас страсть, разум помрачить всегда силющаяся; не спит искуситель, завидуя нашему собранному богатству, и оное окрасти тщася. Нет недостатка и в развратных людях, в худых содружествах и беседах, c пути истинного нас свести стремящихся.

Только нам, пока в сей жизни живем, ни что так не полезно, как чтоб по часту различные посылаемы были противности, чрез которые бы мы в свою приводилися должность, и безрассудное воли порывание чрез то сильно удерживали бы. Знаете вы, слушатели, непостоянство нашей воли, и наглость бесчинных наших склонностей, которыми мы по всяк час побуждаемся хотеть чего-нибудь нового, но не богоугодного, от которых мы ничем так способно не отрываемся, как некоторыми, по-видимому, противностями и искушениями. Мы как высокими превознесемся честями, то позабываем и Божие несравняемое величество, и прочих человек природную с нами сродность. Здесь чем нас исправить, как не тем, ежели на несколько времени или c Ниневитянами, от многого изобилия Бога позабывшими, к крайнему приведены будем воздержанию, и смиренными себя облечем рубищами, или с Давидом, ради чести Царской возгордевшим, чрез некоторое время от наших гонимы будем врагов? От чего гордость удобно отложим, смиренномудрию научимся, власти Божией трепетать станем, говоря: благо мне, яко смирил мя еси! Еще как попадем в глубокий ров сладострастия, по хотя различныя, но бесчинные утехи, то чем нас тут исправить, как не тем, ежели пресекутся на те бесчинства привлекающие прелести, ежели угасятся на сии грехи поджигающие подгнеты? Отыми от сластолюбца неисчетную тую утех изобиленость, которая делает, что он в них всю свою расслабляет душу. Приведи его в гадкую нищету, в которой едва естественные свои возможет исполнить нужды, то позабудет неистовство своих сладострастий, скудость вещей научит воздержанию. Знаете вы того богатого, который ни одного дня не пропускал без веселья, в какую пришел в ад воздержность, когда несколькими каплями воды доволен быть хотел. Всякая воистину против наших страстей посылаемая противность есть изрядное врачевство зла, и приведение к добру. Мы не так исправляемся, ежели Бог милостиво с нами поступает, часто бо о такой благости нерадим. Егда убиваше их, говорит Давид про Израильтян тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утренневаху к Богу.


Наверх