Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Искупление
Христос ны искупил есть от клятвы. Гал.3:13.
Когда бы кто содержался в тяжчайшей неприятельской неволе, связан и по рукам и по ногам узами, и горестнейшую влек бы жизнь, и не мог бы избавлен быть разве требуемым за то искуплением: тогда если бы кто, сжалившись, заплатил за него требуемый искуп, тот свободил бы его от рабства, и справедливо почтен бы был его избавителем. Для нашего несчастия недовольно было того, что мы учинилися рабами греха, но и рабами того, который есть предводитель греха и радуется о погибели человеческой. Правосудие Божие, осудившее нас, требовало удовлетворено быть искуплением. Сын Божий взнес за нас цену крове Своея, которая драгоценность есть бесконечная. И по тому сила сея заплаты учинила нас свободными и заставляет нас устами исповедовать и сердцем признавать Его своим Избавителем и Искупителем.
В первом Адаме потеряли мы Божию милость, земной рай, эдемскую сладость, бесстрастное житие: и что же бы нам здесь желать, как только, чтоб потерянное возвратить? Но о Божия щедрая рука, и Создателя нашего отеческих утроб нам чрез второго Адама, Xpиста, более дано, нежели сколько мы желали. Мы вместо земного рая небесной получили, вместо эдема, блаженство, вместо земли, небо, скинию нерукотворенну, вечну на небесах, где с Ангельскими ликами смесившись, вечно будем наслаждаться самим Богом.
И мы теперь со дерзновением веры нашей можем сказать: Отче небесный! может ли Твоя правда в нас поразить что-нибудь, которое бы не окроплено было дражайшею Сына Твоего кровью? Может ли совесть наша не успокоиться, видя удовлетворение за грехи наша приносимое Тебе чрез Единородного Твоего Сына? Кто поемлет на избранных Божия? Бог оправдаяй; кто осуждаяй? Христос Иucyc за нас есть умерший.
Отче небесный! се уже Ты не осудитель праведный, но милостивый мой оправдатель, не огласитель моих грехов, но оных истребитель, не поражающий гневом, но объемлющий любовью отец. Авва Оmче! Не вопию я Тебе сей глас моим языком, ибо Ты и вопль сердца моего слышишь. Не вопию Тебе языком, ибо тут не надобно витийство, но чистота сердца. Не вопию Тебе языком, ибо мою к Тебе благодарность и усердие сыновнее, так как и Твое ко мне благоутробие и снисхождение, как может изъяснить язык, когда и самое сердца моего чувствие к тому недовольно? Я вопию Тебе сердцем моим: Авва отче! Вопию в простоте моей, как неповинное отроча матери своей. И ежели в чувствии сем какой есть недостаток, верую, что оный дополнишь тогда, когда удостоишь меня зреть Тебя лицом к лицу во славе Твоей.