Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Иисус
Иисус Христос вчера и днесь. Той же и во веки. Евр.8:8.
Плотские глаза ищут наружности, которая обыкновенно их поражает. Но мы во сей нищете находим сокровенное благодати богатство, и с Павлом вопием что Господь наш обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся. Мы лобызаем Его пелены, почитаем вертеп, превозносим ясли, и бесчестием креста хвалимся: ибо в видимых сих снисхождения Спасителева знаках усматриваем невидимую красоту.
Иудеи знамения просят, то есть желают, чтоб Иисус Христос удивительнейшими чудесами доказал им Божество свое. О окаянный Иудей! не видел ли ты столько чудес, сколько надобно для уверения жесточашие души? Не видел ли ты больных, одним словом исцеляемых, выгоняемых бесов, прозирающих слепых, и восстающих мертвых? Не слышал ли ты, что велегласно другие вопили: Николиже явися тако во Израили! Однако со всем тем Иудеи знамения просят, а ожесточения своего не отлагают, и все Божественные Христовы чудеса неприязненной силе приписывают.
Но мы, верующие, находим в Евангелие неисчислимые знамения, которые внутренно нас уверяют о божественном Иисуса Христа посольстве. А при том видим, что время пришествия Мессиина исполнилось? скипетр или власть владения от Иуды отнята, седмицы Даниловы окончались? проображения совершились, и все древнейшие пророчества сбылися, а сверх того языки призваны к Богу, и все народы участники стали благословения Авраамова.
Что убо есть веровать во Иисуса?
1.Веровать, что есть некоторый рода человеческого Избавитель, а именно: Он есть Иисус Христос, рожденный от Марии Девы.
2. Веровать, что сей Иисус избавляет нас и от грехов, и от казней Своими заслугами и силою, в сей жизни наше спасение начинай, а в будущей совершая.
3. Веровать, то есть полным сердца упованием надеяться, что Иисус Христос не только других спасает, но и меня, всю спасения моего надежду на Него полагающего.
И здесь то прилично нам, которые страхом смерти чрез все житие повинни бехом работ, сказать: Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Твое жало, которыми мы уязвлены были в смерть, Христовым крестом притупилося: твоя победа от славы воскресения Христова помрачилася. Печально есть наше во Адаме пaдeниe; но светлейшее чрез Иисуса Христа востание. Страшно нечто было сходить на муки, неимущие конца; но пресладко со Xристом восходить на небеса, в скинию оную нерукотворенную, в которую путь обновил нам первосвященник Христос завесою, сиречь плотью Своею. Якоже бо единого прегрешением во вся человеки вниде осуждение, такожде и единого оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни. Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся, Господь близ. Не стыдится бо братию нарицати нас: понеже Он есть плоть от плоти нашея, и кость от, костей наших. Почему крепкая нам есть надежда, что тленныя наши сии тела некогда имут прославитися так, чтоб быть им сообразными прославленному Христову телу. Яко же бо о Адам вси умирают, тако о Христе вси оживут. При главе жив и член; с воскресшим Христом совоскресаю и я. Идеже есмь Аз, говорит Христос, тамо и слуга Мой будет. Таково бо возношение заслужило нам крайнее Христово снисхождение. О Божия благость, ум превосходящая! о премудрость, никаким языком неизглаголанная! Рассуждаю Божию благость, и всего внутренностью к Искупителю своему привергнуться принуждаюсь: рассуждаю о Божией премудрости, и такое таинство молчанием велит мне почитать истина. Что сей благости превосходнейшее? и что сей премудрости чудеснейшее? Из самых челюстей адских нас исторгает; и cиe благость, чрез ходатайство Сына своего, и сие премудрость. Мы, слушатели, всего того причастны; нам все то предложено, что Христос ни заслужил, какая бы благость к роду человеческому чрез Его заслуги ни проистекала: так что своему Искупителю в благодарение принесем, или, истинное сказание, что принесли?
Сам же Иисус Христос тому есть везде совершенный образ; всякое Его действие к исправлению нашего жития надлежит. Он страждет; и мы вся терпеливо да сносим. Он умирает; и мы c Ним вместе да умрем. Христос востает; и мы, оставив грехи, да воскреснем. Христос, воскресши, от всякого тления, от всяких немощей изменился; так и нам святое житие начать надобно, облобызать добродетель, любовь воспалиться и к Богу, и к человекам. О если бы таким образом всегда поступали мы, подражая Начальнику веры и спасения нашего, немного бы требовали увещаний на добро! Воля наша так склонна бы была к исполнению закона Бoжия, как к железу магнит: к добру, как по гладкому пути, текли, а ко греху, как бы на крутую гору, с трудностью восходили. Но скажет кто, что с ним мы родились, c ним воспитались, с ним возросли, c ним и доселе живем; почему так привыкли, что отстать от него за невозможное почитаем. Но праведно ли cиe? Рассудим только благодяние и великую Божию чрез Христа на нас излиянную милость; мы увидим сколько нам за то быть благодарными пред Богом надобно. A cиe благодарствие в том состоит, чтоб мы имели взаимную любовь, к которой наш Страдалец, отходя на вольную страсть, нас увещевал. Поленимся ли идти на похвалу Божию, ежели только вспомним, что нам надобно идти к Тому, Которой тысячными нас обязал благодетельствами? Откажемся ли идти на то место, где о моем искуплении, о Божией ко мне милости, о Христовых заслугах ради меня говорят? Отважимся ли враждовать на ближнего, льстите, поносить, обижать, гордиться, зная, что за него, на которого я враждую, Христос умер, кровь пролил, Своим членом сотворил? Не хочу я, чтоб вы мудры были, но хощу, чтоб добродетельны были, любовны, благосклонны, Христову духу разливающуся в сердцах ваших.