Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Иерусалим

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Иерусалим

Моисей peчe: пристращен есмь и трепетен, но приступите к Сионской горе, и ко граду Бога живого, к Иерусалиму небесному, и темам Ангелов, и к церкви первородных на небесах написанных, и к судии всех Богу, и к духовом праведник совершенных, и к Ходатаю завета нового Иисусу, и Крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева.

Все на небесах есть вечно, постоянно, неизменяемо и нетлено. Солнце там не восходит и не заходит, но всегда светит и не знает запада, ибо оным есть сам Бог. Здравие тела никаких болезней непричастно, ибо, по Апостольскому словеси, сеется тело в тлении, восстаёт в нетлении, сеется не в честь, восстает в славе. Богатство там всех родов: ибо всякое благо готово к наслаждению, какого бы ни пожелало сердце твое; да и сокровище сие ни червь снедает, ни тля тлит, ни mamиe подкапывают, ни крадут. Чести суть большие, нежели каковые на земли быть, или только выдуманы быть могут. Сядете, скажет во славе Своей Царь Царей блаженным душам, сядете и вы на двоюнадесяте престолу. Разделит Он с ними царство Свое, славу Свою, блаженство Свое. Се словом своим Божественным Он уверяет нас: егда же узрим Его, подобны Ему будем, подобны во всем том, что ни имеет Он превосходного, величественного, неизреченного и непостижимого.

И так блаженство наше не только будет величайшее, но и непоколебимое, любовь постоянная, дружество с праведными нелицемерное, сладчайшее. Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас. Скроется зависть, посрамится злоба вражда и брань, страсть и порок и издалека приступить не дерзнет. Ад восстанет, но стенанием своим откроет токмо свою злобу, а блаженных радость приумножит: диавол поскрежещет зубами, зря свою добычу исхищаему из челюстей его рукою всесильного Спасителя, и свое царство в конец разрушаем. Словом: Веселие, вечное над главами их: отбеже болезнь и печаль и воздыхание.

Се некоторое скудное изображение небесной красоты, которую мы в преддвериях отверстых небес усмотреть могли!

И для того-то мы, по Апостольским словам, сущии в теле сем воздыхаем отягчаеми; в жилище наще небесное облещися желающе – Верховное наше добро состоит в получении Бога, в совершенном с Ним соединении. Два же есть союза, которые нас неразлучно связывают с Богом, или, ежели можно сказать, делают Бога нашим: ясное Его познание, и совершенная к Нему любовь. Сии союзы в жизни сей не имеют настоящей твердости. Ибо мы ныне еще в зерцале смотрим о на Божию несозданную красоту, и во гаданиях только воображаем сие превосходнейшее добро. Так же и любовь к Нему не есть еще столь совершенна, чтоб все сердце наше занимал Он един. Совершенная любовь, говорит возлюбленный ученик, вон изгоняет страх. А мы ныне, любя Бога, боимся еще, чтоб не прогневить любящего нас отца; работаем Господеви, но со страхом, и радуемся, но с трепетом.

Но когда сей темного понятия облак пройдет; когда бремя вещества тела нащего с себя сложим; когда отворится нам к вечности дверь: тогда уже в разуме нашем воссияет полное познание Божества. Узрим бо Его лицом к лицу, и якоже есть, а в Нем, яко в чистейшем зерцале, и прочие вещи все в своих совершенствах. Тогда же и сердце наше все наполнится несозданныя доброты сладостью. Ибо тогда Бог, по Апостольскому богословствованию, будет всяческая во всех, то есть Он будет разуму свет, сердцу веселие и тишина, очам радость, вкусу сладость, приятность ушам. Он будет телу красота, пища и одежда, Он будет всяческая во всех.

Такое состояние называем мы совершенным человеческим блаженством; в сем поставляем мы крайнее или верховное добро. Сия-то есть оная блаженная часть, которая временем не стареется, печалями не смущается, зависти не боится, которая не отымется никогда от того, кто ее сподобится единожды получить.

Но чем мы ее получить можем? Бдением, то есть, когда не ослабеваем в подвиг добродетели. Мысль трезвая и всегда размышляющая о Боге как бы приступом берега небо, по оному Евангельскому слову: Царствие небесное нудится, то есть силою берется, и нуждницы восхищают е. А подтверждается сие примером пяти мудрых дев, о которых пишется, что они, будучи готовы, взыдоша на браки. Притча сия благочестью вашему известна. Ночь есть время века сего, сон есть наша жизнь, свеча, горящая в ночи, есть вера, масло добродетель, жених Христос, невеста девица душа, брак есть вечное блаженство, а отворение дверей есть получение сего благополучия несказанного. Такими оружиями вооруженный Христианский воин торжественно входит во врата небесного Иерусалима.


Наверх