Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Идолослужение

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Идолослужение

Измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека, и птиц, и четвepoног, и гад. Рим.1:23.

О времени вымышления идол все согласуют, что их прежде потопа не было, а и по потопе, по крайней мере по разрушении Вавилонского столпа, и по разделении язык, в мире они взошли, но о самом подлинном времени неизвестно, так как ниже о том, кто первой сей соблазн в свет взнес. Св. Писание объявляет, что Фара, сын Нахоров, отец Авраамов, был идолослужитель. Сия глаголет Господь Бог Израилев: об ону страну реки жиша отцы ваши исперва, Фара отец Авраамов, и отец Нахоров, и служиша богом иным. А Фара был не в далеких временах после столпоразорения, и он ли первый был идолопоклонник, или нет, то неизвестно. А каким образом идолы в мир взошли? Различными.  И такие образцы все вычислены у Соломона. Первой образ, по которому многобожие взошло, такой был: сперва люди как умом дознавалися, что неотменна есть некоторое божество, которое бы было знатной какой красоты и величества; то, к невещественным и невидимым умом не восходя, в телесных и видимых вещах того божества искать вознамерились. А когда из таких вещей лучших и достойнейших не находили, как солнце, и луну, и звезды небесные; при том приметили их порядок, постоянное движение, и от них себе пользу; то их за богов и почли. И cиe светилам небесным служение было первое во многобожии. И для того говорят, что Египтяне первее всех звезды за богов почли: по тому что они первые небесные движения начали разбирать. Второй образ, по которому идолопоклонство зачалось, есть такой: как у некоторого знатного отца сын умер, или y жены муж, или: у мужа жена, или пpeжеланной у народа преставился Царь; то все они, по смерти их, горьким себя сокрушая плачем, искали средство, которым бы и себя утешить, и умершего бессмертием почтить. Тут им рассудилось, что ничем иным умершего нельзя прославить и себя утешить, как только, ежели точно умершему сделают образ из Золота чистого, и его на всенародном месте поставят. Такой образ должен неотменно от своих сердечных и усердных рачителей чем-нибудь почитаем быть. И прежде, может быть, какими-нибудь да не божескими почитаем был почестями. А как уже потом со временем возмог нечестивый обычай, и при том еще прибавлены были мучительские повеления или подданных ласкательство к своему государю; то, которого недавно чествовали за человека, того уже за Бога вменили. Третий образ мог быть такой; из людей всегда были такие, которые себя от других отменными оказывали, как, на пример, иные силою прекрепкою, иные благодеяниями премногими, так что такие, в сравнении других, казались иметь нечто более, нежели человеческое, или нечто божеское, то после смерти народ, памятуя их дела, да еще рассуждая об них более, нежели они самою вещью были, как обыкновенно рассуждается о делах персоны какой-нибудь неприсущей, их лица изобразивши, поставляли на публичных местах, как в своих, на пример, кумирницах, Но после как уже время стало далее проходить, а люди тех мужей, коих были образа, не знать, да только про их дела преславная, а может быть и превымышленная слыша, неотменно подумали, им не быть из человеческого поколения, но из божеского, и по тому их почли за богов, а их образа божескою стали почитать честью, как-то, каждением, курением, огнем и проч. И отсюду-то богомерзское многобожие в людях усилилось, пременивши славу Божию во тлю, и послуживши твари, паче Творца.

Мы теперь хотели бы тому не верить, что мир некогда весь столь глубоким был покрыт мраком, что покланялся тленному дереву, сребру и золоту, или изображениям, но таких людей, коим пииты всенародно приписывали наигнуснейшие мерзости, или хотя и не совсем худых людей, но людей. Да что, говорю, изображениям человеческим? Четвероногим и гадам, как то, крокодилам, волам, кошкам и ибисам божественная честь, поставлением жертвенников, и принощением пребогатых жертв отдаваема была. И сего благоговейного служения сподобились и лук и чеснок, так что можем с одним языческим пиитом возопить: о счастливы mе народы, у коих полны огороды богов!

Но сия смертоносная язва столь была сильна, что и самый Израиль, возлюбленный Богу народ, заразила. За что на него жалуется Бог истинный чрез Пророка Иеремию, что и Цари их, и начальницы их, и пророцы их, древу рекоша: яко отец мой ecu ты, и камени: ты мя родил ecи; и обратиша ко Мне хребты, а не лица своя, глаголет Господь Саваоф, святый Израилев. Сею пагубною заразою повреждено было некогда и наше любезное отечество, пока не блеснул на него восток c высоты.

И что cиe за чудовище! – считатеся за тварь Божию, а не знать своего Творца; быть искупленным от работы диавольские, а не знать чрез кого; вменяться праведником, а не знать у кого и чрез кого; веровать, а не знать в кого; подвизатися, а не знать для чего, есть знак пренеблагодарного человека. Ужаснися небо! Говорю и говорить не престану, что малую такие люди имеют надежду ко спасению, или едва ли такие спасутся. Христианин всякой должен неотменно знать Творца своего Бога, и Искупителя Христа, то есть, знать причину воплощения Христова, не выпускать из мысли страдания Христовы, заслуги Христовы, смерть Христову, как такую, за которую его Бог должен миловать, приятствовать, благодать дарствовать, и живот вечный обещавать; без такого мудрования спастися не можно. В подтверждение сего приношу, вместо неразрушимых печатей, одно слово Христово, а другое Павлово. Христос говорит: се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал ecu Иисус Христа. Павел же: не судих ино ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята.

 


Наверх