Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Иаковля лествица

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Иаковля лествица

Тако тецыте, да постигнете. 1Кор.9:24.

Вспомните лествицу, которую видел Иаков, она от земли досягала до небес, и Ангели по ней иные восходили к небу, другие сходили вниз, а основанием сея лествицы был сам Господь. Лествица сия означает беспрепятственный путь ко спасению. Ангелы восходящие представляют спасаемых, сходящие на землю дают знать, что сии чистейшие духи с верующими едино составляют общество, а Господь, на Котором утверждается лествица сия, есть Тот, Который в Евангелии Сам о Себе говорит: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною.

Всем нам надлежит в жизни сей устроить лествицу для восшествия на небо. Лествица сия есть доброе житие, ступени к лествице сей суть благие дела. Хотя одно благое дело в сей день сотворим, и чрез то прибавим хотя одну ступень к лествице нашей, и до тому хотя несколько выше подымемся.

А чтобы в сем более успеть представь себе такую гору в мысли, которая бы своим верхом касалася небес и светом Божиим освещала бы чудесно притом вверху на небе отверстую дверь, и Сына Божия, приемлющего тех, которые взошли до верха, и сия бы гора вся была усыпана восходящими до ее верха. Иные бы уже приближалися к тому, другие, мало от них отставшие, достигали бы их, третии, до средины горы дошедше, задняя позабывая, в предняя простирались бы, иные тотчас за ними, как Елиссей за Илиею, туда же спешили бы, другие бы еще при корене той горы находилися, но однако, усматривая висящие с неба венцы духом воспламенялись бы, и все прозревши, до тех устремлялись бы. Но это чувственная гора, и телесно восходят так: а духовная гора что? Церковь, Воистину бо гора тучная и усыренная, яко чадами ея вселенные наполнились концы, и благоволи Бог жити в ней. А духовно на нее восходят как? Плодами веры и любовью, что бо те избранники Божии, которых знает Бог и коих, может никакая не лишена страна. Не восходят ли, когда по благочестии подвизаются, вся носят, всех милуют, везде слезами смоченные оставляют следы, кротки, доброподатливы, безгневны, простодушны, несамолюбны? И здесь то бы увидел кто разные восходящих сих степени. Иные и умом и делом, и богомыслием, и житием самого касаются верха; другие непосредственно за ними имеют свою стезю; третьи несколько нижше от первых, однако в своем чину изрядно свое совершают течение; другие их почти держатся ризе; последние на тех место вступают, которые подвигнулись в верх, и как вместо древа прекрасны садят ее отрасли. Подвизаются иной так, другой иначе, а все восходят. Все глядят на верх, приходят от силы в силу и восхождения в сердце своем полагают. Все кажутся на земли, а самим делом все выше земли. Что сии за окружия, так приятно обвивающие гору? Они суть полки Божии, последующие своему Подвигоположнику Христу, подвизающиеся против миpa сего, крестом терпения вооруженные. И сие, что мы говорим, изрядно изобразилося тою лествицею, Иаковом виденною, по которой Ангели восходили и снисходили. По сей лествице идут только Ангели, то есть такие, которых вера простирается к Богу, а любовью соединенные с Ним. Но за чем же некоторые Ангели сходят вниз? За тем, чтоб тех, которые, на гору сию восходя, изнемогают и слабеют, поднять, укрепить к продолжению восхода ободрить.


Наверх