Тайная Вечеря
Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери (икона) Прп. Иосифа...undefined >>

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Философия человеческая и Евангельская

Блюдитеся, да никто же вас будет прельщая философиею и тщетного лестью, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе. Колос.2:8.

Елины премудрости ищут: они хотят, чтоб высокие спасения нашего тайны были на основаниях мирские философии; следовательно, хотят покорить Божию премудрость своим слабым, но пышным рассуждениям. Неприятно им слышать о вере, о правосудии Божии, о спасении, а паче о Кресте. По их рассуждению Крест есть бесчестная смерть, вера нечто несносное для вольных и на все отважных человеческих мыслей, спасение неупотребительная вещь, Христос неслыханное имя, апостол незнатной человек, проповедь его проста и с витийственными правилами несходна, вся поступка неблагородна, то есть мирской политики противна. С презрением все сие они отвергали, и слышать о том не хотели; а искали тонкостей Аристотиелевых, Демосееновых высокоречий, Архимедовых умствований; и жадно хотели слышать рассуждения о концах, о движениях, о родах, о видах, о качествах, о количествах!?, о существе, о случайностях и о прочем, чем языческая философия надымалась. И в сих мелкостях столь суетный запутался язычник, что не только не искало способа умилостивить праведное Божество, но и во внутренность души своей мало когда заглядывало. Но о бедный язычник! Ты ли, оставив большее, за сенью гонишься, и других за худое осуждая, само избежиши ли суда Божия?

Не таким образом приходит человеческая премудрость, и не с такою успевает пользою, каким образом производится премудрость, свыше сходящая, и какими она приложащего о ней обогащает плодами. Свыше сходящая премудрость, во-первых, как учит Святый Иаков, чиста есть, кротка, благопокорлива, полна милости и плодов благих, несумненна и нелицемерна. Так наша премудрость вся, слушатели, не в слове, но в деле, не в уме, но в добродетели, не в речи, но в вещи.

Возсияла новая философия, не словами, но делами любомудрствующая, которая показывает нашу болезнь, да вместе показывает и средство ко излечению оные. Сим небесным вдохновенные учением начали усмирять склонности плотские, начали презирать самую смерть и, утрудившися суетою мира сего, искать постояннейшего небесного жилища. Не имамы, вопиют, зде пребывающего града, но грядущего взыскуем.

Оставим мы другим неполезными себя обезумлять спорами, суетными вязаться словопрениями. Пусть язычники дивятся высоким ума изобртениям; пусть мирские философы всего света вещей изыскивают причины и любопытствуют натуру: мы небесной да держимся философии, которую нам открыл небесный учитель Христос, и которая нас не многословцами, но добродетельными делает, не древами, одними только листами шумящими, но плодами добродетелей обременяющимися. Что? Ежели мы умом своим ниже звзды считая, ниже других каких природы доискиваясь сокровенностей, истинного Бога познанием философствуем, злое отвергая, доброго держимся; то не обличим ли суету мирские премудрости, которая держащегося человека высокими некими, но бесполезными наполняет мнениями; не делает, чтоб в его жизни и малые какие премудрости оказывались следы? Праведно убо Св. Павел говорит: Телесное обучение в мале полезно есть; а благочecmие на все полезно, имея обетование и сего и будущего живота.

Проповеди на праздники:

Наверх