Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Дружество

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Дружество

Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам. Ин. 15:14.

Мне же зело чecmнu Быша друзи Твои, Боже!

Не трудно узнать, кого под именем другов Божиих разумеет духовною мудростью прославленный Давид. Разумеет он людей, любящих добродетель, наблюдающих непорочно совести своея закон, и чрез святость пресвятому Богу подобящихся. Великое преимущество, и честь превосходная! Ибо ежели быть другом знаменитого никоего вельможи, кольми паче быть другом Царя земного есть достоинство между людьми блистательнйшее и величайшее. Ибо таковый от всех бывает почитаем, прославляем, и к нему же все в нуждах своих надежное имеют убежище: то, что надобно сказать о тех, коих сам Бог, который и в звании премудр, и во избрании свят, и в награждении справедлив – коих сам Бог удостоил быть своими другами, и приняло в блаженное свое дружество, дружество, Ангелами почитаемое, желаемое Херувимами, Серафимами покланяемое? Может ли, Боже великий! смертный до толикого вознесен быти достоинства, чтоб мог называться другом Твоим? Может ли из персти слепленное создание до того быть возвышено, чтоб ему Твоих сокровеннейших советов быть участну? Божие слово из сего выводит нас удивления. Оно сказывает об Аврааме, яко верова Авраам Богови, и вменися ему в правду; и друг Божий наречecя. Тоже утверждает Спаситель наш, который сие великое имя присвояет Апостолам своим, следовательно и всем их добродетели подражателям. Он им сказал: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не есть, чmo творит Господь его; вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам.

Друг по самому своему имени значит другой я, то есть, значит такова человека, который мыслями и желаниями со мною сходен, которого душа со мною связана, и на которого я так, как на себя во всяких случаях положиться могу. И для того основательно некто сказал, что друг есть одна душа, в двух телах живущая. Так уже из сего видно, что друг Божий есть тот, которого воля сообразна с пресвятою Божиею волею, который своими желаниями единственно к Нему стремится, которого Дух любовью соединено есть с Духом Божиим, и который, по таковой любви, столь уверен о Божией к себе благости, что не сумнится получить от Него вся благая, к пользе его служащая. По таковым свойствам праведный весь преселяется в Бога, и весь Бог в нем; а чрез то делается как нечто единое с Богом, и аки утопает в бездне совершенств Божественных. Сей тесный с Богом праведного союз утверждается на оной любви, которою горит к Нему праведного душа; следовательно, которого любит и Бог сам. Ибо Он любящих Его любит, и сия взаимная любовь добродетельному дает право именоваться другом Божиим.

Когда же он есть друг Божий, то и участник сокровеннейших Его тайн и советов. Понеже обыкновенно мы истинным другам своим открываем мысли свои, изъясняем намерения, объявляем советы, и самые скрытые сердца нашего помышления оным сообщаем, или, кратко сказать, вручаем им все сердце свое, и в сем вручении особенное свое находим удовольствие. Ибо и несчастие облегчается, когда оное другу изъясним, и счастье не столь бывает для нас радостно, когда оное не сообщим верному другу своему.

Почему нет ничего любезнее и вожделеннее как человек, который о счастии твоем не иначе радуется, как о собственном своем, и в несчастии не иначе приемлет участие, как бы он сам, собственно, страдал. Но надобно, чтоб дружба основана была на добродетели. Ибо, на страсти и с худым намерением взятая дружба не есть дружба, но соединение злобы и заговор. Так, например, Пилат и Ирод во всегдашней были ссоре, но, по случаю согласия мыслей ко убиению неповинного Иисуса, они примирилися.

Честный мир дружбы чтобы был тверд, надобно равенство в имении и чести, то есть, столько же по крайней мере иметь попечения о пользе и о чести друга своего, как и о собственной своей: а если сего не будет, то скоро дружба разрушится, и она только будет лицемерная, И по тому надобно иметь осторожность, чтобы, под видом дружбы, добросердечие наше хитростные люди не обратили себе в пользу, а нам во вред. Ибо, по Апостольскому слову, суть беды и во лжебратии. И между Апостолами был Иуда предатель.

Искренно брат от брата помогаем яко град тверд будет. Не в ястии и питии состоит дружество, таковое имеют и разбойники, и человекоубийцы. Но если мы прямо други, если по истине друг о друге печемся, в сем друг другу да помогаем, сие в дружество нас приводит полезное сие не допускает в геену отойти.

 

 

 

Наверх